Виды орм описание и основные признаки

Полезные знания на тему: "Виды орм описание и основные признаки". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Виды составов ОРМ

В оперативно-розыскной теории в основу систематизации составов ОРМ положены следующие критерии:

степень общественной значимости (полезности) ОРМ;

учет особенностей содержания признаков информационного поведенческого акта;

отношение к обязательности наступления юридически значимых по следствий определенного ОРМ.

В ФЗ об ОРД тот или иной состав ОРМ может быть определен с помощью условий осуществления ОРМ (см. ст. 8).

Виды составов ОРМ, выделяемые по степени значимости.

По степени общественной значимости различают три вида состава ОРМ: 1) основной, 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) льготный (со смягчающими проведение ОРМ условиями). Основной состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида ОРМ, но не предусматривает наличие дополнительных признаков (условий), повышающих или понижающих уровень общественной значимости содеянного.

Правила основных составов ОРМ рассредоточены в тексте ФЗ об ОРД. Так как многие оперативно-розыскные нормы законодателем должным образом не сгруппированы, элементы одного и того же правила содержатся порой в ряде статей ФЗ об ОРД. Так, они указаны в ст. 1,2, ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5, ст. 7.

Ограничительный состав ОРМ— это состав, в который наряду с признаками (условиями) основного включены дополнительные (квалифицирующие) признаки (условия), с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

Этот состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 и др. ФЗ об ОРД. Так, в обычном порядке проводится проверочная закупка предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках ограничительного состава.

Льготный состав ОРМ (его еще называют расширительный) — это состав, который наряду с признаками (условиями) основного содержит дополнительные признаки (условия), с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований. ОРМ проводится в льготном режиме по сравнению с обычными условиями.

В обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допустимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебного разрешения, ограничившись получением разрешения руководителя оперативно-розыскного органа (ч. 4). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках льготного состава.

Виды составов ОРМ, выделяемые по содержанию признаков информационного поведенческого акта.

С учетом этого критерия среди составов ОРМ различают простой и сложный.

В простом составе ОРМ описаны признаки определенного поведенческого акта, части или этапы которого не образуют самостоятельных ОРМ (например, опрос или отождествление личности).

Сложный состав ОРМ включает признаки, характеризующие два или более поведенческих акта, каждый из которых может явиться оконченным ОРМ. Так, для признания факта совершения такого ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, достаточно провести обследование только, допустим, определенного участка местности. Виды составов ОРМ, выделяемые по отношению к обязательности наступления юридически значимых последствий. С учетом этого критерия все составы ОРМ делят на материальные, формальные и формально-материальные. В материальном составе момент окончания ОРМ всегда связан с наступлением негативного юридически значимого последствия (например, ограничение конституционного права человека). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) и др. В формальных составах законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД конкретного поведенческого акта, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано (например, отождествление личности окончено с момента проведения опознания, так как не влечет ограничения конституционных прав граждан).

Отдельные составы ОРМ по предметно-практической (объективной) стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, например наблюдение. Общие и факультативные признаки состава ОРМ. В зависимости от роли, которую играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, различают общие (основные, обязательные) и факультативные (необязательные, дополнительные или специальные) признаки состава ОРМ.

Общие признаки составляют систему (конструктивную основу) каждого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число общих признаков относительно конкретных элементов ОРМ включены:

[3]

по объекту — общественные отношения (интересы, блага), определенные в ФЗ об ОРД, защита которых происходит в ОРД посредством совершения ОРМ;

по предметно-практической стороне — информационный поведенческий акт (действие, мероприятие или операция);

по субъекту — оперативник, оперативное подразделение и некоторые другие субъекты, являющиеся обязательными участниками конкретного ОРМ (так, без санкции судьи проведение прослушивания телефонных переговоров незаконно; без опроса, проводимого оперативником, он не состоится);

по осознанно-волевой стороне — наличие «внутренне одобренного» решения на осуществление ОРМ у непосредственного участника ОРД, его осознанно-волевая (контролируемая) направленность на осуществление выбранного ОРМ, «микроцели» определенного ОРМ и конкретные задачи ОРМ, вытекающие из общих целей и задач ОРД (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД).

Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в состав ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков составов ОРМ включены следующие. В объекте:

лицо, источник информации; предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на которые субъект ОРМ получает необходимую информацию об объекте ОРМ (например, проведение такого ОРМ, как снятие информации с технических каналов связи, невозможно без соответствующего воздействия на определенную «вещь» — технический канал связи). В предметно-практической стороне:

юридически значимые последствия. Выделяют два вида последствий: 1) допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда определенному лицу, например ограничение конституционного права гражданина в итоге обследования жилища (негативное последствие); 2) результат ОРД (позитивное последствие);

непосредственная причинно-следственная связь между конкретным поведенческим актом оперативника и наступившим в связи с совершением этого акта юридически значимым последствием;

место совершения ОРМ;

время (сроки) проведения ОРМ;

способ совершения ОРМ;

средства осуществления ОРМ. В субъекте:

лицо, оказывающее содействие, включая конфиденциальное;

должностное положение оперативника (например, руководитель определенного уровня, который полномочен санкционировать проведение ОРМ);

Читайте так же:  Улучшение жилищных условий многодетным

профессионализм и наличие определенных знаний, умений и навыков (например, у специалиста в определенной области знаний, привлеченный к проведению ОРМ), и др.

В осознанно-волевой стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность у агента и др.).

Принцип подконтрольности оперативнорозыскной деятельности. Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативнорозыскных мер.
Запрет на проведение ОРМ и использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Каким критериям должен отвечать метод, используемый в криминалистических исследованиях?
Методы анализа состава.
Каковы цели, виды и объекты технико-криминалистического исследования документов?

Проведение оперативнорозыскных мероприятий.
Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на.

Виды ОРМ: описание и основные признаки

Оперативно-розыскная деятельность представлена отдельными мероприятиями, каждое из которых позволяет решить часть общей задачи, стоящий перед представителями государственных органов. Существуют различные виды ОРМ, имеющие собственные характерные признаки и индивидуальную направленность. Изучим интересующие нас критерии и рассмотрим классификацию оперативно-розыскных мероприятий.

ОРМ: описание и основные признаки

ОРМ или оперативно-розыскные мероприятия – некая совокупность, включающая в себя действия аналогичного характера, производимые отдельно друг от друга. Так, например, мероприятием интересующего нас вида могут считаться следующие события:

  • контроль посылок, традиционным способом отправленных по почте;
  • проведение оперативного осмотра;
  • осуществление закупки с целью проведения проверки купленного товара;
  • контрольные процедуры в сетях электросвязи.

Сложность интересующих нас мероприятий может варьироваться. Так, например, наиболее сложной формой считаются операции оперативно-розыскного характера.

Мероприятия оперативно-розыскного характера направлены на предотвращение преступлений, и впоследствии производят такой благоприятный эффект, как снижение уровня преступности в целом

Основные признаки оперативно-розыскных мероприятий позволяют обозначить наиболее точную картину того, что же они из себя представляют. Рассмотрим признаки далее в таблице.

Таблица 1. Признаки оперативно-розыскных мероприятий

Признак Описание
Социальная значимость Рассматриваемые деяния характеризуются высокой значимости для общественности. Умысел Все искомые деяния совершаются умышленно и заранее продуманно. Законность Все действия, входящие в рамки обозначенных нами мероприятий, носят, безусловно, законный характер, и предусмотрены нормативно-правовыми актами нашей страны. Конфиденциальность Еще один уникальный признак ОРМ – конфиденциальность, актуальная:
  • как для управленческой деятельности, осуществляемой в рамках проведения рассматриваемых мероприятий;
  • так и для системы специализированных приемов сысковой деятельности.
  • Фактически, оперативно-розыскные мероприятия можно обозначить, как способы, использование которых служит последующей добыче истинной информации, отображающей ту или иную ситуацию.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется согласно нормативно-правовым актам, регулирующим аналогичного рода деятельность в целом.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий непосредственно направлено на выявление важных для следствия сведений и приостановление деятельности преступного характера, угрожающей общественному порядку

    Совершение ряда интересующих нас деяний производится во всех случаях, оговоренных законодательством страны, в отношении граждан, которые относятся к категории:

    • проверяемых – это такие лица, о которых известно, что они готовятся к совершению преступлений, при этом, обозначенные данные все же требуют проверки;
    • разрабатываемых – это граждане, о которых государственные структуры давно копят те или иные документы и прочие материалы;
    • иных.

    Сотрудники государственных структур, осуществляющие ОРМ, должны понимать, что закон устанавливает определенные ограничения, которые нужно учитывать в рамках осуществления интересующей нас деятельности.

    1. Так, например, строго запрещается воздействовать на граждан в ходе мероприятий при помощи таких методов, как:
      • шантаж;
      • угроза и т.д.
    2. Также закон налагает запрет на совершение действий, в той или иной мере несущих угрозу:
      • жизни какого-либо гражданина;
      • здоровью лица.
    3. Нельзя также совершать деяния, угрожающие какой-либо организации, либо создавать такие условия, которые максимально затруднят ее деятельность.
    4. Запрет распространяется также на подмену процессуальных действий оперативно-розыскными.

    Как и любая иная деятельность государственных структур, оперативно-розыскные мероприятия ограничиваются законодательными актами, то есть в их рамках можно производить только те действия, которые обозначены в нормативно-правовой документации

    Задачи, решаемые проведением ОРМ

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности. В рамках данных мероприятий решаются следующие задачи.

    Таблица 2. Какие задачи решаются проведением оперативно-розыскных мероприятий

    Задача Описание
    Добыча первичной информации Одной из задач, преследуемых проведением рассмотренных нами мероприятий, является добывание так называемых первичных сведений, касающихся:
  • преступлений, совершенных или планируемых к совершению;
  • лиц, непосредственно принимавших участие в рассматриваемых преступлениях.
  • Кроме того, на этом же этапе проводится и проверка данных, и лишь при условии, что они подтверждены, с ними ведется дальнейшая работа.

    Выявление и обнаружение Аналогичным образом в ходе оперативно-розыскной деятельности производится выявление людей, в той или иной степени осведомленных относительно того, в рамках каких обстоятельств совершалось рассматриваемое преступление. Также по следам, оставленным имеющими к делу отношение лицами, производится обнаружение необходимых для следствия предметов и официальных бумаг. Обеспечение доказательств Кроме того, проведение ОРМ позволяет обнаружить те или иные доказательства преступной деятельности, и обеспечить их наличие для рассмотрения инициированного дела.

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности

    Согласно букве Федерального закона № 144-ФЗ, регулирующего оперативно-розыскную деятельность в целом, выделяют следующие виды оперативно-розыскных мероприятий.

    1. Проведение опроса граждан.
    2. Осуществление проверочной закупки.
    3. Контроль традиционных почтовых отправлений, а также сообщений телеграфного и прочего типов.
    4. Личный осмотр и обследование комнат, строений, зданий, а также территорий земли и средств передвижения.
    5. Получение из нужных источников справочной информации.
    6. Сбор образчиков для дальнейшего проведения исследования сравнительного характера.
    7. Непосредственно исследование документации и различных предметов.
    8. Длительное или скоротечное наблюдение.
    9. Прослушивание разговоров подозреваемого, осуществляющихся по телефону.
    10. Отождествление личности.
    11. Получение информации компьютерного типа.
    12. Поставка контролируемого характера.
    13. Внедрение оперативного характера.
    14. Эксперимент оперативного типа.
    15. Получение данных с технических каналов связи.

    Выдержка из ФЗ №144 Статьи 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Также возможно классифицировать интересующие нас мероприятия по категориям, согласно такому признаку, как наличие или отсутствие ограничений по отношению к конституционным правам граждан.

    Таблица 3. Категории ОРМ

    Номер категории Описание
    Категория №1 В первую категорию входят мероприятия, не имеющие отношение к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, такие, как:
  • опрос оперативного характера;
  • получение справочной информации;
  • сбор образчиков для исследования;
  • рассмотрение каких-либо предметов и документов;
  • процесс наблюдения;
  • отождествление оперативного характера;
  • в некоторых случаях также оперативный осмотр.
  • Обратите внимание: некоторые из перечисленных ОРМ в частных случаях все же могут приводить к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, в ситуации, когда за кем-либо установлено наблюдение, подразумевающее использование технологий, позволяющих производить визуальный контроль.

    Категория №2 Вторая категория представляет мероприятия, безусловно связанные с ограничением прав граждан, обозначенных в Конституции нашей страны. Так, речь идет о:
  • слуховом контроле;
  • надзоре в рамках сетей электрической связи;
  • оперативном осмотре;
  • наблюдении с использованием технических средств стационарного типа, способствующих осуществлению визуального контроля;
  • фиксации данных о происходящих в рамках жилых помещений и прочих частных владений граждан событиях;
  • контроль отправлений почтового типа.
  • Категория №3 В третью категорию входят специализированные оперативно-розыскные мероприятия, такие, как:
  • закупка проверочного характера;
  • поставка контролируемого типа;
  • внедрение оперативное;
  • эксперимент оперативного типа.
  • Читайте так же:  Мудрые высказывания о воспитании детей

    Без проведения оперативно-розыскных мероприятий невозможно было бы установление порядка в стране и уменьшение количества совершаемых преступлений

    Мероприятия, рассмотренные нами в статье, являются неотъемлемой и необходимой частью всей оперативно-розыскной деятельности, задачей которой, в свою очередь, является предотвращение развития преступности. В рамках обозначенных мероприятий могут производиться различные действия, описанные нами выше, часть из которых не нарушает конституционные права граждан страны, а другая все же нарушает, но имея под собой исключительно важную цель: пресечь на корню преступные намерения.

    Обязанности и права полиции имеют отношение не только к сотрудникам обозначенной структуры, но также напрямую касаются и обычных граждан, проживающих на территории нашей страны, так как упомянутые должностные лица были обязаны государством предотвращать преступления, совершаемые в обществе, и заниматься расследованием каждого случая. Поэтому, знать, на что полицейские имеют право, и какие обязательства перед народом вменило им государство, очень важно. Изучим вопрос в специальной статье.

    Понятие, сущность и виды оперативно-розыскных мероприятий

    Оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) – это закрепленные в ФЗ «Об ОРД» и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

    Необходимо указать на следующие отличительные особенности оперативно-розыскных мероприятий:

    · ОРМ могут проводить только органы и должностные лица прямо указанные в ФЗ «Об ОРД»;

    · ОРМ непосредственно направлены на решение задач ОРД;

    · ОРМ проводят только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об ОРД»;

    · ОРМ могут проводиться как гласно, так и негласно;

    · ОРМ проводятся только при наличии оснований и условий, указанных в ФЗ «Об ОРД»;

    · ОРМ имеют непроцессуальный характер.

    Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации:

    · о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления;

    · о наличии материальных следов противоправной деятельности;

    [2]

    · о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

    В научной литературе выделяют следующие пять обязательных элементов оперативно-розыскных мероприятий:

    Ø решаемая оперативно-тактическая задача;

    Ø объект мероприятия;

    Ø содержательная часть;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ø субъект мероприятия;

    Ø приемы организационного характера.

    Исходным элементом в структуре любого оперативно-розыскного мероприятия следует рассматривать оперативно-тактическую задачу, которую необходимо решить в конкретной оперативно-розыскной ситуации. Оперативно-тактическая задача может рассматриваться как цель конкретного оперативно-розыскного мероприятия, определяющая в свою очередь средства и способы действий по ее достижению.

    Объектом оперативно-розыскных мероприятий выступает то, на что направлено конкретное оперативно-розыскное мероприятие, в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации.

    Достаточно подробное описание объектов проведения оперативно-розыскных мероприятий дано В. Г. Бобровым, который объединил их в 6 групп: физические лица; юридические лица; факты (обстоятельства); места; объекты-носители доказательственной информации и иные объекты.

    Главным элементом в структуре любого оперативно-розыскного мероприятия является его содержательная часть, которая включает в себя совокупность конкретных способов и приемов, используемых субъектом оперативно-розыскных мероприятий для достижения поставленной цели.

    Немаловажное место в структуре оперативно-розыскных мероприятий занимает субъект его проведения. К числу субъектов оперативно-розыскных мероприятий следует прежде всего отнести оперативно-розыскные подразделения правоохранительных органов, их руководителей и должностных лиц. Именно они наделены необходимыми полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий и выступают при этом главными источниками активности. Согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия.

    К числу обязательных элементов структуры оперативно-розыскных мероприятий следует относить и приемы организационного характера, которые обеспечивают интеграцию всех его вышеназванных частей в единую систему и создают необходимые предпосылки для эффективного решения возникающей тактической задачи.

    В ст. 6 ФЗ «Об ОРД» приведен исчерпывающий перечень из 14 оперативно-розыскных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Такой перечень целесообразно рассматривать в систематизированном виде приводя классификацию ОРМ. Из рассматриваемых в научной литературе классификаций наиболее приемлемой, представляется распределение ОРМ в три группы: несанкционируемые, ведомственного санкционирования и судебного санкционирования. Такая классификация приведена на рис. 1. «Классификация оперативно-розыскных мероприятий».

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10576 —

    | 7333 — или читать все.

    Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды.

    2.1.Понятие и система оперативно-розыскных мероприятий

    Оперативно-розыскное мероприятие – это оперативно-розыскное действие сотрудников оперативно-розыскных органов, осуществляемое в гласной или негласной форме для достижения результатов оперативно-розыскной деятельности, Перечень оперативно-розыскных мероприятий указан в ст.6 закона об оперативно-розыскной деятельности и включает в себя: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

    Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

    Опрос – это беседа, проводимая оперативным сотрудником с гражданином. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу и может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Оперативный сотрудник, проводящий опрос, вправе скрывать истинные цели опроса и свою профессиональную принадлежность. Опрос может носить конфиденциальный характер, в том числе, если такая просьба поступила от опрашиваемого. В последнем случае такие лица не могут привлекаться в качестве свидетелей по уголовному делу. Результаты опроса, при согласии лица, могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной), в противном случае — рапортом лица, проводившего опрос.

    Читайте так же:  Можно ли перечислять алименты на карту ребенка

    Наведение справок – это сбор сведений о лице, причастном к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации обо всех сторонах жизни лица. Полученные результаты (документы) оформляются рапортом и передаются по назначению – органам предварительного расследования или в суд.

    2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования

    Сбор образцов для сравнительного исследования это получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего сравнения с имеющимися аналогами путем изъятия указанных объектов. Изъятие объектов может осуществляться гласно или негласно различными способами, в том числе фотографированием, звуко- или видеозаписью, дактилоскопированием, проверочной закупкой и т.д. Полученные образцы оформляются рапортом или справкой и передаются для исследования.

    2.4.Исследование предметов и документов

    Это криминалистическое не процессуальное исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Результаты исследования оформляются справкой и могут быть основанием для проведения судебной экспертизы.

    Проверочная закупка используется как один из способов сбора образцов для сравнительного исследования, и как самостоятельное мероприятие, подтверждающее приобретение у лица предметов или веществ, образующее факт конкретного правонарушения. Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

    Наблюдение это негласное слежение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может включать в себя фиксацию перемещений и разговоров подозреваемого. При наблюдении в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица. Организация наблюдения связана с дополнительными обременениями. Оно может осуществляться только по решению руководителя оперативного органа субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет.

    Это не процессуальный способ установления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием служебно-розыскной собаки, опознающей по запаху; 2) с участием очевидцев, в процессе поиска лица в местах его вероятного появления; 3) с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических базах учета; 4) визуальное отождествление лица пострадавшим или очевидцем и др. Результаты отождествления оформляются рапортом сотрудника, проводившего это действие. При проведение отождествления подозреваемого пострадавшим или очевидцем, участие последних в опознании этого же подозреваемого при производстве по делу, не возможно.

    2.8.Обследование помещений и местности

    Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступлений. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования.

    2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

    Это получение информации о деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (перлюстрация – это вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая на конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого мероприятия допускается только на основании судебного решения. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

    2.10. Прослушивание телефонных переговоров

    Это негласное получение информации, передаваемой лицами по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание может осуществляться только на основании судебного решения, в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

    2.11. Съем информации с технических каналов связи

    Это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

    2.12. Оперативное внедрение

    Это внедрение штатного негласного оперативного сотрудника или лица, оказывающего содействие органам ОРД на конфиденциальной основе, в организованную преступную группу, с целью получения информации о деятельности группы и ее участников. Внедренный сотрудник для установления доверительных отношений с членами группы вправе имитировать преступную деятельность при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

    2.13. Контролируемая поставка

    Это осуществляемое перемещение товаров и предметов под контролем оперативно-розыскных органов, в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

    2.14. Оперативный эксперимент

    Это способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, воспроизведения обстановки, и иных обстоятельств подготовки и совершения тяжких или особо тяжких преступлений. При проведении оперативного эксперимента органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Такие действия расцениваются законом как провокация, и вызывают предусмотренную законом ответственность должностных лиц. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок». Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству. Эксперимент проводится по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД.

    Читайте так же:  Какие выплаты положены за медаль суворова

    1. Гарантии прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

    [1]

    5.1.Судебный контроль за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

    · о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

    · о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

    · о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

    Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

    5.2.Гарантия профессиональной тайны

    Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

    5.3.Гарантии лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

    Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

    При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    | следующая лекция ==>
    Оперативно-розыскная деятельность: понятие, принципы, основания и органы | Органы предварительного следствия: понятие, виды и полномочия

    Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 11709 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Реальные проявления ОРМ. Характеристика простых ОРМ и их перечень.

    В оперативно-розыскной теории в зависимости от характера внутренне присущих каждому мероприятию связей различают две формы проявления ОРМ: простую (или оперативно-розыскное действие) и сложную. Соответственно, все самостоятельные ОРМ делят на простые и сложные.

    Простое ОРМ есть один неделимый поведенческий информационный акт в ОРД, который состоит из совокупности одного решения и одного действия, может совершаться одним лицом и который может повлечь наступление не более одного юридически значимого последствия (простое ОРМ также называют разовым или одноактным).

    Примером простого ОРМ служит проводимый оперативником опрос (п. 1 ч 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) Опрос — разовое или одноактное (простое) ОРМ, осуществление которого начинается с принятия решения оперативником (агентом и др.) о необходимости опроса и оканчивается в момент прекращения беседы с опрашиваемым. Исходя из тактических соображений, опрос может длиться несколько минут или может проводиться часами Однако, несмотря на эти различия, суть осуществления опроса не меняется — информационный поведенческий акт — опрос с окончанием беседы прекращается.

    Таким образом, простое ОРМ (оперативно-розыскное действие) есть элементарный вид поведенческого акта субъектов, непосредственно осуществляющих ОРД (оперативник и др.), в содержание которого входит осуществление одного простого действия на основе принятия оперативником, как правило, самостоятельного простого решения. Сутью его является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации.

    В оперативно-розыскной теории относительно понятия оперативно-розыскного действия единства не достигнуто

    С позиций учения о профессиональной деятельности, оперативно-розыскное действие есть вид профессионального первичного поведенческого акта в воздействии на преступность (наряду со следственным действием и др.) С позиций общей сыскной теории — вид сыскного действия наряду с действием контрразведывательным и действием частным сыскным (детективным) С позиций формирующегося оперативно-розыскного права оно может быть представлено как простая форма оперативно-розыскного поведенческого акта и вместе с тем как первичный организационный элемент ОРД, предусмотренный ФЗ об ОРД поступок участника ОРД (оперативника, агента и др.), состоящий в собирании, исследовании, оценке и использовании сыскных доказательств и направленный на решение конкретной задачи (ее части) ОРД.

    Перечень простых ОРМ.

    Из 14 ОРМ, предусмотренных ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 6). оперативно-розыскными действиями являются следующие пять: 1) наблюдение; 2) наведение справок (кроме запроса); 3) опрос; 4) отождествление личности; 5) сбор образцов для сравнительного исследования.

    В конкретной оперативно-розыскной ситуации характер и согласованность внутренних связей в простом ОРМ в организационно-тактическом аспекте может измениться и ОРМ в этом аспекте станет сложным. Однако в структурно-юридическом аспекте простое ОРМ сложным стать не может ни при каких обстоятельствах. Так, если опрос проводится как беседа (одно простое действие), то сколько бы ни беседовал оперативник с опрашиваемым, какие бы уловки и тактические приемы не применял, юридически значимое содержание этой беседы новыми юридически значимыми признаками, характерными для сложного ОРМ, все равно не пополнится. Понятие сложного ОРМ, его виды и характеристика. Сложное ОРМ отличается разнообразием форм и спецификой внутренней структуры.Именно отграничение сложного ОРМ от множественности ОРМ (см. § 4) представляет повышенную сложность в ОРД и следственно-судебной практике.

    В отличие от простого, сложное ОРМ: состоит из двух или более взаимодополняющих действий (например, оперативное внедрение складывается из действий по проникновению в криминальную среду и затем действий по получению информации), или требует принятия двух или более решений для осуществления, или обязательно должно проводиться двумя либо более лицами (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений требует по меньшей мере четырех участников: оперативника-инициатора, руководителя и судью, которые его санкционируют, а также исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения), или влечет наступление двух (и более) юридически значимых последствий (например, при прослушивании телефонных переговоров получают информацию о подготовке к совершению акта терроризма — первое общественно полезное последствие, но одновременно ограничивают конституционное право лица на тайну телефонных переговоров — второе юридически значимое последствие).

    Читайте так же:  Как закрыть ооо самостоятельно, если фактическая деятельность не велась – пошаговая инструкция

    Виды сложного ОРМ.

    В современной оперативно-розыскной теории все сложные ОРМ предложено структурировать с учетом двух основных критериев: структурно-юридического и организационно-тактического.

    Рассматривая сложное ОРМ в структурно-юридическом аспекте, в нем выделяют следующие основные виды: длящееся, продолжаемое, с альтернативными действиями, экспериментальное и составное.

    Длящееся ОРМ.

    Под ним понимают ОРМ, в котором исполнение его предметно-практической стороны продолжается непрерывно достаточно продолжительное время (от нескольких часов или суток до нескольких месяцев или даже лет). Так, длящимися ОРМ являются, как правило, контролируемая поставка, а также наведение справок посредством запроса.

    Установление структуры длящегося ОРМ необходимо не только для оценки ОРМ как единого ОРМ, но и для определения действия оперативно-розыскного закона во времени (см. § 4 гл. 5).

    Продолжаемое ОРМ.

    Продолжаемые ОРМ состоят из совокупности однородных поведенческих актов, каждый из которых в отдельности можно рассматривать как самостоятельный поведенческий информационный акт (например, прослушивание фрагмента разговора по телефону). Но суть в том, что эти акты объединены одной конкретной целью, предназначены, как правило, решить определенную задачу ОРД, совершаются однородными действиями и разделены между собой достаточно короткими промежутками времени. По последнему признаку продолжаемое ОРМ отличается от длящегося. Длящееся ОРМ выполняется непрерывно, а действия продолжаемого ОРМ совершаются эпизодически через непродолжительный промежуток времени. Продолжаемое ОРМ является фактически оконченным с момента совершения последнего из однородных поведенческих актов. Продолжаемыми ОРМ являются прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с технических каналов связи.

    ОРМ с альтернативными действиями признается сложное ОРМ, чья предметно-практическая сторона состоит из нескольких действий, которые: а) непосредственно указаны в названии ОРМ; б) совершение любого из них влечет оконченность всего ОРМ. Причем оценка ОРМ не меняется при осуществлении оперативником (агентом и др.) не одного, а двух или всех альтернативно предусмотренных в названии ОРМ действий. Например, достаточно обследовать одно сооружение, чтобы это действие было признано таким ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    Из перечня ОРМ, предусмотренного ФЗ об ОРД, ОРМ с альтернативными действиями являются: исследование предметов и документов, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Кроме того, в сыскной науке выделяют поиск сообщений в компьютерных сетях и (или) в средствах массовой информации и их исследование.

    Экспериментальные ОРМ.

    Предметно-практическая сторона каждого такого сложного ОРМ состоит из ряда действий по изучению поведения лица в специально созданных условиях.

    Из числа ОРМ, предусмотренных ФЗ об ОРД, экспериментальными ОРМ являются оперативный эксперимент и проверочная закупка. Кроме того, в оперативно-розыскной теории называют полиграфическое исследование и образование юридического лица.

    Составное ОРМ — это сложное ОРМ, состоящее из двух или нескольких фактически самостоятельных мероприятий, образующих единое ОРМ, предусмотренное в качестве отдельного вида ОРМ в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД.

    Примером составного ОРМ является оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6). Оперативным внедрением по существу охватываются отдельные ОРМ, совершенные, например, внедренным оперативником, как-то: опрос, наблюдение и некоторые др. Однако все эти действия в конкретных условиях — в условиях оперативного внедрения — законодатель счел целесообразным объединить в одном самостоятельном ОРМ.

    С позиций оперативно-розыскной теории оперативное внедрение, предусмотренное в ФЗ об ОРД в качестве отдельного вида ОРМ, может быть представлено не как самостоятельный способ получения информации, а как способ создания условий для ее получения посредством последующего проведения тех или иных ОРМ (наблюдение, сбор образцов и т.д.) в специфических условиях. Иначе оно может рассматриваться как динамичная оперативно-поисковая мера (см. §J_ и 2 гл. 22).

    Рассматривая сложное ОРМ в организационно-тактическом аспекте, в нем выделяют два вида: 1) собственно ОРМ; 2) оперативно-розыскную операцию. Собственно ОРМ. Такое ОРМ есть один из двух видов сложного поведенческого акта в ОРД (наряду с оперативно-розыскной операцией). Собственно ОРМ можно определить как предусмотренную ФЗ об ОРД систему действий, решений и средств субъектов, непосредственно осуществляющих ОРД (оперативников, агентов и др.), объединенных тактической целью и направленных на получение информации, необходимой для решения конкретной задачи ОРД.

    Собственно ОРМ характеризуется следующими основными признаками: относительной малочисленностью одновременно применяемых сил и средств (по сравнению с оперативно-розыскной операцией); наличием тактической цели; незначительным масштабом оперативно-розыскных действий, ограниченным конкретным участком ОРД; относительной непродолжительностью во времени; как правило, необходимостью получения санкции на проведение ОРМ; достижением результата, как правило, локально значимого, и др. Оперативно-розыскная операция. С учетом конкретной оперативно-розыскной ситуации и уровня организации мероприятий сложные ОРМ могут проводиться в виде оперативно-розыскной операции. Такой вид сложного ОРМ особо характерен для осуществления контролируемой поставки и оперативного внедрения (см. §_3 и 4 гл. 20).

    Оперативно-розыскная операция — система согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту собственно ОРМ и отдельных оперативно-розыскных действий, осуществляемых по общему решению (плану) из единого центра и направленных на достижение целей и решение задач ОРД. Наряду с собственно ОРМ оперативно-розыскная операция есть один из двух видов сложной формы поведенческого акта в ОРД. Одновременно эта операция — высший организационный элемент поведенческого акта. Такая операция может оказать влияние только на один из компонентов ОРМ — организационно-тактический, и, наоборот, ее организация подчинена правилам, составляющим нормативно-правовой компонент каждого ОРМ.

    В оперативно-розыскной теории оперируют также термином «комбинация», а в криминалистической литературе известны термины «тактическая операция» (предложен А.В. Дуловым в 1972 г.) и «тактическая комбинация» (предложен Р.С. Белкиным в 1979 г.). Однако понятия оперативно-розыскной операции и комбинации (как криминалистической, так и оперативно-розыскной) не совпадают. Если первая есть вид сложной формы ОРМ, то вторая — элемент тактики при расследовании преступления.

    Для оперативно-розыскной операции характерны следующие признаки:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

    Источники


    1. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

    2. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

    3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
    Виды орм описание и основные признаки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here