Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены

Полезные знания на тему: "Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности участников образовательных отношений

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

Вложение Размер
Права и обязанности участников образовательных отношений 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

  1. Основные положения правового регулирования в области образования ………………………………………………………………..……….……..4
  2. Права и обязанности работников образовательного учреждения. ….….6

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий его статус, отношения с Учредителем и всеми участниками образовательного процесса.

Права и обязанности обучающихся в Учреждении определяются законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения.

В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

1. Основные положения правового регулирования в области образования.

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе «Об образовании».

[3]

Образование осуществляется в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации ООН о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Читайте так же:  Как узнать свой снилс

Ниже представлены несколько примеров из законов, регулирующих вопросы в сфере защиты и охраны прав и интересов в образовательном процессе.

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путём законодательных и иных мер (Преамбула Декларации прав ребёнка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).

«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». (Закон РФ ”Об образовании”, ст.50, п.4)

«В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений» (п.5 ст. 5 Закон РФ ”Об образовании”).

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 52, п. 1).

«Ответственность за создание необходимых условий для учёбы труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской федерации и уставом данного образовательного учреждения» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 51, п. 7).

2. Права и обязанности работников образовательного учреждения

Права и обязанности работников образовательного учреждения (педагогических работников), ниже будут рассмотрены на примере ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Непоседы».

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» — это организация, созданная для достижения образовательных, социальных и культурных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании.

Учреждение является государственной казенной общеобразовательной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящейся в ведении Московской области, и осуществляющей реализацию программ начального общего, дошкольного и художественно-эстетического образовании образования.

Деятельность данного учреждения строится на принципах обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

Педагогическую деятельность в образовательном учреждении осуществляют лица, имеющие высшее профессиональное или среднее специальное образование. Данное образование должно быть подтверждено соответствующими документами государственного образца об уровне образования.

Работники Учреждения имеют право на:

— защиту чести, достоинства и деловой репутации;

— получение необходимой базы для учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений.

Не допускается применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса и систематически заниматься повышением своей квалификации, проходить переподготовку, соответствующую должностям.

Педагогические работники образовательного учреждения пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается обязанностей работников образовательного учреждения:

— соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, следование профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;

— систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии;

— соблюдение прав и интересов воспитанников;

— поддерживать дисциплину в учреждении на основе уважения человеческого достоинства, не допускать применения к воспитанникам методов физического и психического насилия;

— четко планировать свою учебно-методическую и воспитательную работу;

— быть вежливым с коллегами и воспитанниками;

— нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса;

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Среди обязанностей работников образовательных учреждений стоит выделить стремление к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы (п.70 Рекомендации ЮНЕСКО ”О положении учителей ); уважать личность ребёнка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам (п.4 ст.50 Закона РФ ”Об образовании”.

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

[1]

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Читайте так же:  Что делать при утере полиса

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

Видео (кликните для воспроизведения).

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

Читайте так же:  Что такое ежемесячные денежные выплаты и как пенсионерам их получить

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

[2]

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Правовое положение участников образовательного процесса: обязанности педагогических работников.

Презентация к этому докладу также на моем сайте

Вложение Размер
pravovoe_polozhenie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa_obyazannosti_pedagogicheskih_rabotnikov.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое положение участников образовательного процесса: обязанности педагогических работников.

1. Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса

2. Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

3. Правовое положение педагогических работников

Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса. Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Участники образовательного процесса обозначены в Законе «Об образовании» (гл.5) и Типовом положении образовательного учреждения.

Участники образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Участники образовательного процесса в учреждении профессионального образования

Участниками образовательного процесса так же могут быть: медицинские, инженерно-педагогические работники и др. Роль их участия зависит от специфики и направленности образовательного учреждения.

Правосубъектность представляет собой свойство, качество субъекта права, способность быть субъектом правоотношений, носителем прав и обязанностей. Она включает правоспособность и дееспособность. Правоспособность — это способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности.

Права и обязанности обучающихся (воспитанников) Образовательный процесс — это система отношений, направленных на реализацию обучающимся своего конституционного права на образование. Обучающийся является главным участником образовательного процесса.

Права и обязанности обучающихся классифицируют ( в зависимости от сферы их реализации ) : непосредственные образовательные права и обязанности (охватываются образовательным процессом и непосредственно связаны с получением образования) права и обязанности, которые опосредованно связаны с образовательным процессом, обеспечивают реализацию прав и обязанностей первой группы

Права и обязанности закрепляются в образовательном законодательстве и нормативных актах: В Законе «Об образовании» ст. 50 и 51 В трудовом кодексе РФ (глава 26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением»; ст. 196) Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» (п.2 ст.24) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Выделяют общие и специальные права и обязанности . Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования и их личных особенностей Специальные права — комплекс прав, который предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям- инвалидам и инвалидам с детства; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социально-педагогической помощи; детям и подросткам с девиантным поведением и другим категориям обучающихся.

Стипендии — это денежные выплаты, назначаемые студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях и научных организациях. Они подразделяются на следующие виды: Стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов государственные (муниципальные) академические стипендии государственные (муниципальные) социальные стипендии именные стипендии.

Правовое положение педагогических работников Работник принимается на работу по если имеет необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Работник не допускается к педагогической деятельности если: Есть запрет-приговор суда По медицинским показаниям Имеется судимость за определенные преступления.

Работник может быть уволен по ст. 56 Закона «Об образовании» по следующим основаниям: повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по этим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Профсоюз — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Общие права работника образования согласно РФ Пенсия за выслугу лет по достижению ими пенсионного возраста На предоставление работнику бесплатной жилплощади с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа На срок до 1 года дополнительного отпуска не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности Единовременное пособие по прибытию на работу в сельско-образовательное учреждение для хозяйственного обзаведения

На продолжительность рабочей недели не более 36 часов На участие в управлении в образовательном учреждении на защиту своей образовательной части и достоинства и т.д. Трудовые отношения работников системы образования регулируются трудовым законодательством. Они возникают путем заключения трудового договора (контракта). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить трудовому законодательству.

Молодой специалист Молодой специалист — лицо, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. (ТК РФ)

Читайте так же:  Улучшение жилищных условий многодетным

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ: Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию . Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности . Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения . Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется : на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа. Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы : по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда , то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Дополнительные гарантии молодым специалистам предоставляются в соответствии с заключенными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, принятыми на уровне организации локальными нормативными актами и устанавливаются с учетом финансовых возможностей работодателя

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Правовое положение участников образовательного процесса

Правовое положение участников образовательного процесса

Вложение Размер
pravovoe_polozhenie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.ppt 855.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

План: 1. Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса 2. Права и обязанности обучающихся (воспитанников) 3. Правовое положение педагогических работников

Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса. Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Участники образовательного процесса обозначены в Законе «Об образовании» (гл.5) и Типовом положении образовательного учреждения.

Участники образовательного процесса Участники образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Участники образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Участники образовательного процесса в учреждении профессионального образования

Участниками образовательного процесса так же могут быть: медицинские, инженерно-педагогические работники и др. Роль их участия зависит от специфики и направленности образовательного учреждения.

Правосубъектность представляет собой свойство, качество субъекта права, способность быть субъектом правоотношений, носите­лем прав и обязанностей. Она включает правоспособность и дееспособность. Правоспособност ь — это способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности.

Права и обязанности обучающихся (воспитанников) Образовательный процесс — это система отношений, направленных на реализацию обучающимся своего конституционного права на образование. Обучающийся является главным участником образовательного процесса.

Права и обязанности обучающихся классифицируют ( в зависимости от сферы их реализации ) : непосредственные образовательные права и обязанности (охватываются образовательным процессом и непосредственно связаны с получением образования) права и обязанности, которые опосредованно связаны с образовательным процессом, обеспечивают реализацию прав и обязанностей первой группы

Читайте так же:  Как оформить налоговый вычет на сайте налоговой

Права и обязанности закрепляются в образовательном законодательстве и нормативных актах: В Законе «Об образовании» ст. 50 и 51 В трудовом кодексе РФ (глава 26 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением»; ст. 196) Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» (п.2 ст.24) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Выделяют общие и специальные права и обязанности . Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования и их личных особенностей Специальные права — комплекс прав, который предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям- инвалидам и инвалидам с детства; детям, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации и нуждающимся в социально-педагогической помощи; детям и подросткам с девиантным поведением и другим категориям обучающихся.

Стипендии — это денежные выплаты, назначаемые студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях и научных организациях. Они подразделяются на следующие виды: Стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов государственные (муниципальные) академические стипендии государственные (муниципальные) социальные стипендии именные стипендии.

Правовое положение педагогических работников Работник принимается на работу по если имеет необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Работник не допускается к педагогической деятельности если: Есть запрет-приговор суда По медицинским показаниям Имеется судимость за определенные преступления.

Работник может быть уволен по ст. 56 Закона «Об образовании» по следующим основаниям: повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по этим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Профессиона́льный сою́з ( профсою́з ) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Общие права работника образования согласно РФ Пенсия за выслугу лет по достижению ими пенсионного возраста На предоставление работнику бесплатной жилплощади с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа На срок до 1 года дополнительного отпуска не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности Единовременное пособие по прибытию на работу в сельско-образовательное учреждение для хозяйственного обзаведения

На продолжительность рабочей недели не более 36 часов На участие в управлении в образовательном учреждении на защиту своей образовательной части и достоинства и т.д. Трудовые отношения работников системы образования регулируются трудовым законодательством. Они возникают путем заключения трудового договора (контракта). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить трудовому законодательству.

Молодой специалист Молодой специалист — лицо, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. (ТК РФ)

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ: Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию . Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности . Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения . Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется : на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности; выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа. Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы : по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда , то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Дополнительные гарантии молодым специалистам предоставляются в соответствии с заключенными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, принятыми на уровне организации локальными нормативными актами и устанавливаются с учетом финансовых возможностей работодателя .

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  2. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  3. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here