Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты

Полезные знания на тему: "Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Дипломная работа: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.

2.1. Порядок приема сообщений о преступлениях.

2.2. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Человек, его права и свободы провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Российское Государство взяло под свою охрану от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи уголовное законодательство Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В случае совершения преступления, специально уполномоченные на то органы и должностные лица обязаны быстро и полно раскрыть его, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Проводимая в современный период в России судебно-правовая реформа одной из основных целей имеет повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов уголовного судопроизводства, задачами которых является не только быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, но и защита прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.

Указанные задачи в той или иной мере решаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, и на стадии возбуждения уголовного дела.

Наиболее остро ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и, как следствие, единообразия в ходе ее проведения.

Данная деятельность является первой ступенью уголовно-процессуального вмешательства государства в сферу личных прав и законных интересов граждан. Между тем, статистика свидетельствует о стабильном на протяжении последних лет увеличении числа нарушений прав и свобод граждан в ходе проведения указанной деятельности. [1]

Не случайно каждое пятое представление, направленное прокурорами в 2007 году в органы внутренних дел, было связано с выявленными нарушениями законности на стадии возбуждения уголовного дела. Количество таких представлений увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти на 40 %.

Причин тому несколько: отсутствие детальной законодательной регламентации порядка ее проведения, неэффективность и недостаточность предусмотренных законом средств установления фактических обстоятельств, несвоевременное реагирование на первичную информацию о преступлениях, слабый уровень организации и качества проводимой по ним предварительной проверки, недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц правоохранительных органов.

[1]

Неполнота правовой регламентации дает возможность для трактовки отдельных положений закона по усмотрению правоприменителя, что является благоприятной почвой для нарушений прав лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. [2]

Актуальностью темы исследования заключается в том, что на пути от выявления преступления до привлечения лица к уголовной ответственности и наказания органы дознания и предварительного следствия проделывают большую работу по установлению обстоятельств совершенного преступления, изобличению лица, его совершившего, собиранию доказательств его вины. Успех этой работы во многом определяется на начальном этапе. Первоначальные действия, предпринимаемые при получении сведений о преступлении, нередко позволяют предотвратить либо своевременно пресечь преступление, раскрыть его по «горячим» следам, захватить преступников с поличным, получить и зафиксировать ценную в доказательственном отношении информацию. Промедление либо неквалифицированное проведение первоначальных действий может привести к сокрытию преступника, утрате важных доказательств и создает дополнительные, порой непреодолимые трудности в изобличении виновного. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что среди нераскрытых уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве первоначальных действий.

Одной из наиболее дискуссионных проблем в настоящее время, является вопрос о необходимости расширения круга средств предварительной проверки за счет следственных действий. Назрела необходимость отдать приоритет одной из существующих в теории тенденций: либо разрешение проведения до возбуждения уголовного дела комплекса следственных действий (кроме осмотра места происшествия), либо совершенствование существующих средств предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и разработка новых, присущих только стадии возбуждения уголовного дела средств доказывания. [3]

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере деятельности должностного лица органа дознания, следователя, прокурора и суда по предварительной проверке первичных материалов о преступлениях, а также в связи с осуществлением контроля и надзора за законностью указанной деятельности.

Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные, уголовно-правовые и ведомственные нормы, регламентирующие и влияющие на порядок предварительной проверки первичных анализ и других материалов о преступлениях, а также практика применения соответствующих правовых норм.

Степень изученности проблемы представлена в исследованиях общетеоретических проблем обнаружения и расследования преступлений в трудах Н.С. Алексеева, Г.А. Абдумаджидова, Р.С. Белкина, Ю.Н. Бел Озерова, В.П. Божьева, И.Е. Быховского, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, В.Н. Григорьева, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, С.П. Ефимичева, Л.М. Карнеевой, Л.Д. Кокорева, Н.И. Кулагина, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, В.Д. Ломовского, И.М. Лузгина, П.А. Лупинской, Г.М. Миньковского, В.А. Михайлова, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого, А.Б. Соловьева, В.Т. Томина, Г.П. Химичевой, С.И. Цветкова, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера, Н.Г. Шурухнова, П.С. Элькинд, Н.П. Яблокова, Н.А. Якубович и других.

Читайте так же:  Муниципальный правовой акт что это, порядок вступления в силу

В этих работах рассматриваются главным образом действия, предпринимаемые после возбуждения уголовного дела, на стадии предварительного расследования, среди которых основное внимание уделяется следственным.В юридической литературе недостаточно исследованы административные действия милиции, предпринимаемые при получении сведений о преступлении. Требуют дальнейшего изучения в этом плане и оперативно-розыскные мероприятия.

Цели исследования — выработка единой комплексной теории первоначальных действий при получении сведений о преступлении и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию их нормативного регулирования и практики проведения.

Для достижения указанных целей перед исследованием ставятся следующие основные задачи:

1. Обосновать сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

2. Выяснить порядок приема сообщений о преступлениях.

3. Разъяснить порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Методологической основой исследования явились положения диалектического метода познания. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях рассматривалась во взаимосвязи с общими уголовно-процессуальными проблемами, в том числе с проблемами доказательственного права, исчисления сроков, обеспечения эффективности и законности уголовного судопроизводства, с учетом тенденции и перспектив развития данной деятельности.

Реферат на тему: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Достижению этих целей служат процессуальные правила проведения допросов, осмотров, экспертиз и других следственных действий. 2.PПсихологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания В юридической литературе до последнего времени процесс доказывания характеризовался, с одной стороны, с точки зрения его структуры (стадий), предмета, пределов, системы, способов собирания и проверки фактической информации и т.Pп. а с другойPс точки зрения логической формы мыслительной деятельности следователя и судей. Доказывание в последнем аспекте происходит путем выдвижения и проверки различных версий, построения силлогизмов, индуктивных умозаключений и т.Pп. Эта безусловно правильна характеристика форм мышления, однако, не раскрывает всех сторон мыслительного процесса. Процесс этот в уголовно-процессуальном доказывании, помимо логических операций, включает ощущения и восприятия, акты узнавания и другие психологические акты, при посредстве которых протекают сложные познавательные процессы. Поэтому было бы слишком упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя, прокурора и судьи только как систему логических развернутых рассуждений, именуемых в психологической науке дискурсивным мышлением

Дипломная работа: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения. При производстве предварительной проверки чаще всего приходится сталкиваться с истребованием документов. Однако возникает необходимость и в истребовании различных предметов и образцов (одежды, орудий преступления, продукции и т.п.). [12]

4. Дача поручения специалистам провести в необходимых случаях документальные проверки, лабораторные исследования, обследование каких-либо объектов (цехов, баз, жилых помещений и т. д.).

5. Получение разъяснений, консультаций у специалистов, при этом специалист может составить самостоятельную справку (акт) о проведенной работе.

6. Изучение специальной, справочной, методической и иной литературы, нормативных актов (законов, инструкций, приказов и т. д.), регулирующих отношения, правила поведения и деятельность в той сфере, которая входит в предмет проверки. Проведение ОРМ.

При этом срок проверки поступившего сообщения о преступлении не должен превышать трех суток со дня регистрации указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. [13]

В качестве основных причин нарушения установленного законом срока предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях являются: невозможность в течении предусмотренного законом срока установить признаки преступления, большой объем проверок, попытка в указанные сроки установить лиц, совершивших преступление, волокита непосредственного исполнителя, отсутствие контроля и руководства за рассмотрением заявления и сообщения со стороны начальника.[14]

Раздельный и сравнительный анализ данных, полученных таким путем из различных источников, позволят составить представление об их содержании, степени полноты, достоверности, относимости к исследуемым обстоятельствам и сделать на этой основе один из трех выводов, согласно ст. 145 УПК РФ:

· О необходимости направлении для расследования другому органу по подследственности (при возбуждении уголовного дела определяется, под признаки какого преступления или категории преступлений подпадает исследуемое деяние).

Если орган дознания, принявший заявление (сообщение) о преступлении, некомпетентен возбуждать уголовное дело, он должен направить полученное заявление или сообщение в надлежащий орган, руководствуясь нормами закона о подследственности или подсудности. В этом случае орган дознания обязан принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, о чем сообщается органу, которому передается заявление (сообщение).

· Об отказе возбуждения уголовного дела по основаниям, предусмотренным в ст. 24 УПК РФ в случае отсутствия события преступления и по другим законным основаниям, при этом решение об отказе в возбуждении уголовного дела имеет важное юридическое значение: им завершается первая стадия уголовного процесса.

В данном решении констатируется, что расследования по поводу конкретного заявления или сообщения о преступлении не будет, следовательно, судопроизводство завершено, т.к. не было преступления. Мотивировать отказ в возбуждении уголовного дела – значит указать в постановлении как обстоятельства, установленные в результате рассмотрения поступившего заявления (сообщения) о преступлении и явившиеся основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, так и конкретные данные, подтверждающие названные обстоятельства, со ссылкой на их источники.

· о возбуждении уголовного дела, принятии его к своему производству.

После возбуждения уголовного дела поисково-познавательная деятельность приобретает новый правовой статус. С этого момента начинается предварительное расследование.[15]

Схематично основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела можно представить следующим образом:

Читайте так же:  Обязательная доля в наследстве по закону, если есть завещание

Основные способы проверки должностным лицом информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. [16]

Являясь развитием доследственной деятельности, предварительное расследование осуществляется в режиме процессуального доказывания. Оно проводится в целях установления истины по уголовному делу, создания необходимых условий для правильного применения закона и его реализации на основе раскрытия содержания исследуемого события, полного, объективного, всестороннего установления всех его обстоятельств. Предварительное расследование отличается по ряду параметров от предварительной проверки (по правовому режиму, функциям, конечным целям, средствам познания, по продолжительности, масштабу, тактическому потенциалу и возможностям его реализации). Одной из существенных особенностей предварительного расследования является то, что оно осуществляется в двух формах в форме дознания и предварительного следствия.

Различаясь по продолжительности, направленности и содержанию, поисково-познавательная деятельность на каждом из этих этапов, тем не менее, исходит из необходимости осуществления следующих процедур:

· изучения имеющихся данных, построения мысленной модели, анализа и оценки сложившейся ситуации;

· определения основной, ключевой проблемы (проблем) и обусловленного ею направления расследования;

· построения и изучения версий и других мысленных моделей объектов поиска и познания, включая модель обстановки на месте происшествия;

· разработки программы или корректировки программы предыдущего этапа (определения номенклатуры задач, подлежащих решению, последовательности их решения, построения моделей систем, выступающих в качестве средств и условий решения намеченных задач);

· решения вопроса о кадровом, технико-криминалистическом, оперативном и ином обеспечении предстоящей работы;

· реализации намеченной программы

· оценки хода и результатов реализации программы и принятия на этой основе соответствующих правовых и криминалистических решений.

Вопрос о направленности и содержательной стороне реализации данной схемы зависит от того, на каком этапе она реализуется, к какой категории относится исследуемое по делу деяние, а также от характера и содержания исходной (входной) для данного этапа ситуации.

. ? . . . . . . . . . . . . . . . ? . . . ? . . . . ? . . -. . . . . 1. . . ? . . . . . ?? . . ?? . . ;2. . . . . . . . . . . . ;3. . ? . . . . . . . . . . . ? . . ? . . . . . ? . . . (. . . . . . ? ?. ?.).4. . . . . . . . . ? . . ;5. . . «. ? . . . . . . ? . . ;6. . . ?? . . ;7. . . . . . . . . . . . . ? . . . . . . . . ? . . ? . . ? . . . ? ?? . . ? . . ? . . ? . . ? . . . . ? . . . ?? . ? . . . ? . . ? . . ? . . ? . . . . . ? . -. ? . ? ?. ?.[17]

Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Однако до сих пор остаются нерешенными многие теоретические проблемы правовой природы, сущности, значения этой стадии.

Среди процессуалистов существует мнение, что суть первоначальной стадии процесса состоит лишь в вынесении постановления о возбуждении уголовного дела.[18]

Такая точка зрения вызывает целый ряд возражений.

Читать диплом по теории государства и права: «Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»

«Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.

2.1. Порядок приема сообщений о преступлениях.

2.2. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы Введение Человек, его права и свободы провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Российское Государство взяло под свою охрану от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи уголовное законодательство Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В случае совершения преступления, специально уполномоченные на то органы и должностные лица обязаны быстро и полно раскрыть его, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Проводимая в современный период в России судебно-правовая реформа одной из основных целей имеет повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов уголовного судопроизводства, задачами которых является не только быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, но и защита прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.

Указанные задачи в той или иной мере решаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, и на стадии возбуждения уголовного дела.

[3]

Наиболее остро ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и, как следствие, единообразия в ходе ее проведения.

Данная деятельность является первой ступенью уголовно-процессуального вмешательства государства в сферу личных прав и законных интересов граждан. Между тем, статистика свидетельствует о стабильном на протяжении последних лет увеличении числа нарушений прав и свобод граждан в ходе проведения указанной

Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты) (стр. 1 из 18)

«Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)»

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

Глава 2. Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях.

2.1. Порядок приема сообщений о преступлениях.

2.2. Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Человек, его права и свободы провозглашены в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Российское Государство взяло под свою охрану от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации (ст. 2 УК РФ). Для выполнения этой задачи уголовное законодательство Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В случае совершения преступления, специально уполномоченные на то органы и должностные лица обязаны быстро и полно раскрыть его, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Читайте так же:  Единый билет в крым

Проводимая в современный период в России судебно-правовая реформа одной из основных целей имеет повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов уголовного судопроизводства, задачами которых является не только быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, но и защита прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности.

Указанные задачи в той или иной мере решаются на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, и на стадии возбуждения уголовного дела.

Наиболее остро ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и, как следствие, единообразия в ходе ее проведения.

Данная деятельность является первой ступенью уголовно-процессуального вмешательства государства в сферу личных прав и законных интересов граждан. Между тем, статистика свидетельствует о стабильном на протяжении последних лет увеличении числа нарушений прав и свобод граждан в ходе проведения указанной деятельности. [1]

Не случайно каждое пятое представление, направленное прокурорами в 2007 году в органы внутренних дел, было связано с выявленными нарушениями законности на стадии возбуждения уголовного дела. Количество таких представлений увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти на 40 %.

Причин тому несколько: отсутствие детальной законодательной регламентации порядка ее проведения, неэффективность и недостаточность предусмотренных законом средств установления фактических обстоятельств, несвоевременное реагирование на первичную информацию о преступлениях, слабый уровень организации и качества проводимой по ним предварительной проверки, недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц правоохранительных органов.

Неполнота правовой регламентации дает возможность для трактовки отдельных положений закона по усмотрению правоприменителя, что является благоприятной почвой для нарушений прав лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. [2]

Актуальностью темы исследования заключается в том, что на пути от выявления преступления до привлечения лица к уголовной ответственности и наказания органы дознания и предварительного следствия проделывают большую работу по установлению обстоятельств совершенного преступления, изобличению лица, его совершившего, собиранию доказательств его вины. Успех этой работы во многом определяется на начальном этапе. Первоначальные действия, предпринимаемые при получении сведений о преступлении, нередко позволяют предотвратить либо своевременно пресечь преступление, раскрыть его по «горячим» следам, захватить преступников с поличным, получить и зафиксировать ценную в доказательственном отношении информацию. Промедление либо неквалифицированное проведение первоначальных действий может привести к сокрытию преступника, утрате важных доказательств и создает дополнительные, порой непреодолимые трудности в изобличении виновного. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что среди нераскрытых уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве первоначальных действий.

Одной из наиболее дискуссионных проблем в настоящее время, является вопрос о необходимости расширения круга средств предварительной проверки за счет следственных действий. Назрела необходимость отдать приоритет одной из существующих в теории тенденций: либо разрешение проведения до возбуждения уголовного дела комплекса следственных действий (кроме осмотра места происшествия), либо совершенствование существующих средств предварительной проверки первичных материалов о преступлениях и разработка новых, присущих только стадии возбуждения уголовного дела средств доказывания. [3]

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере деятельности должностного лица органа дознания, следователя, прокурора и суда по предварительной проверке первичных материалов о преступлениях, а также в связи с осуществлением контроля и надзора за законностью указанной деятельности.

Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные, уголовно-правовые и ведомственные нормы, регламентирующие и влияющие на порядок предварительной проверки первичных анализ и других материалов о преступлениях, а также практика применения соответствующих правовых норм.

Степень изученности проблемы представлена в исследованиях общетеоретических проблем обнаружения и расследования преступлений в трудах Н.С. Алексеева, Г.А. Абдумаджидова, Р.С. Белкина, Ю.Н. Бел Озерова, В.П. Божьева, И.Е. Быховского, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, В.Н. Григорьева, А.П. Гуляева, В.Г. Даева, А.Я. Дубинского, С.П. Ефимичева, Л.М. Карнеевой, Л.Д. Кокорева, Н.И. Кулагина, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, В.Д. Ломовского, И.М. Лузгина, П.А. Лупинской, Г.М. Миньковского, В.А. Михайлова, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого, А.Б. Соловьева, В.Т. Томина, Г.П. Химичевой, С.И. Цветкова, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера, Н.Г. Шурухнова, П.С. Элькинд, Н.П. Яблокова, Н.А. Якубович и других.

В этих работах рассматриваются главным образом действия, предпринимаемые после возбуждения уголовного дела, на стадии предварительного расследования, среди которых основное внимание уделяется следственным.В юридической литературе недостаточно исследованы административные действия милиции, предпринимаемые при получении сведений о преступлении. Требуют дальнейшего изучения в этом плане и оперативно-розыскные мероприятия.

Цели исследования — выработка единой комплексной теории первоначальных действий при получении сведений о преступлении и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию их нормативного регулирования и практики проведения.

Для достижения указанных целей перед исследованием ставятся следующие основные задачи:

1. Обосновать сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении.

2. Выяснить порядок приема сообщений о преступлениях.

3. Разъяснить порядок рассмотрения сообщений о преступлениях.

Методологической основой исследования явились положения диалектического метода познания. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях рассматривалась во взаимосвязи с общими уголовно-процессуальными проблемами, в том числе с проблемами доказательственного права, исчисления сроков, обеспечения эффективности и законности уголовного судопроизводства, с учетом тенденции и перспектив развития данной деятельности.

Нормативная база исследования базируются на положениях Конституции РФ, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, административной и оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в результате отмеченных и многих других организационно-правовых мероприятий на практике сложилась определенная система первоначальных действий, предпринимаемых при получении сведений о преступлении. Эта система объединяет усилия различных служб милиции, налоговой полиции, следственных и прокурорских органов, экспертных и других подразделений. В целом она обеспечивает надлежащее реагирование на факты преступных проявлений. Однако не везде эта работа ведется на уровне современных достижений науки и правоохранительной практики. В связи с этим возникает потребность в изучении и обобщении передового опыта, его теоретическом осмыслении, выявлении перспективных тенденций и закономерностей, их нормативном отображении.

Читайте так же:  Рефинансирование ипотеки до 6 процентов за рождение ребенка

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении

Информация об обнаружении событий с признаками преступления поступает вправоохранительные органы различными путями, из различных источников,различными способами. Независимо от того, какой бы убедительной или,наоборот, сомнительной она не представлялась, откуда и по каким каналампоступила, передана устно или в письменном виде, персонифицирован илианонимен ее источник, во всех случаях эта информация должна бытьзарегистрирована и поставлена на учет. Затем она изучается, оценивается ипроверяется. Такого рода проверки получили название предварительных(доследственных). Предварительные проверки могут быть кратковременными(экспресс-проверки) и более или менее длительными, но в пределах срока,установленного уголовно-процессуальным законом.[4]

Дипломная работа: Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты)

Таким образом, в результате отмеченных и многих других организационно-правовых мероприятий на практике сложилась определенная система первоначальных действий, предпринимаемых при получении сведений о преступлении. Эта система объединяет усилия различных служб милиции, налоговой полиции, следственных и прокурорских органов, экспертных и других подразделений. В целом она обеспечивает надлежащее реагирование на факты преступных проявлений. Однако не везде эта работа ведется на уровне современных достижений науки и правоохранительной практики. В связи с этим возникает потребность в изучении и обобщении передового опыта, его теоретическом осмыслении, выявлении перспективных тенденций и закономерностей, их нормативном отображении.

Глава 1. Сущность и порядок деятельности должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении

Информация об обнаружении событий с признаками преступления поступает вправоохранительные органы различными путями, из различных источников,различными способами. Независимо от того, какой бы убедительной или,наоборот, сомнительной она не представлялась, откуда и по каким каналампоступила, передана устно или в письменном виде, персонифицирован илианонимен ее источник, во всех случаях эта информация должна бытьзарегистрирована и поставлена на учет. Затем она изучается, оценивается ипроверяется. Такого рода проверки получили название предварительных(доследственных). Предварительные проверки могут быть кратковременными(экспресс-проверки) и более или менее длительными, но в пределах срока,установленного уголовно-процессуальным законом.[4]

Значение доследственной проверки трудно переоценить. Именно на данной стадии, возможно, отделить преступное поведение от непреступного, исключить необоснованное возбуждение уголовного дела, а иногда и незаконное привлечение лица к уголовной ответственности.

На важность рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства указывает и Генеральный прокурор РФ в Приказе от 05.07.2002 № 39, требуя возбуждать уголовное дело в строгом соответствии с УПК РФ только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При поступлении от следователя (дознавателя) постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки прокурорам предписано проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие возможность уголовного преследования. В случаях, когда все признаки преступления налицо (например, при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти), уголовное дело следует возбуждать немедленно.

Между тем, как показывает практика, подавляющее большинство сообщений о преступлении требует проведения так называемой доследственной проверки. Это вполне объяснимо. В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Как правило, даже при подробном изложении заявителем известных ему обстоятельств содеянного получить информацию в объеме, необходимом для возбуждения дела, основываясь только на данном сообщении, невозможно.[5]

К сожалению, и в УПК РСФСР, и в УПК РФ стадии доследственной проверки уделено недостаточно внимания. Так, ст. 109 УПК РСФСР допускала истребовать в ходе проверки необходимые материалы и получать объяснения. В свою очередь, УПК РФ вместо подробной регламентации доследственной проверки в первоначальной редакции ст. 144 содержал указание лишь на обязанность должностного лица принять и проверить сообщение о любом преступлении. Вопросы о процедуре проверки, компетенции лиц, ее осуществляющих, процессуальных формах реализации таких полномочий, способах документального оформления полученных сведений, их доказательственном (либо ином) значении оставались открытыми. На практике это, как и в период действия УПК РСФСР, порождает правовую неопределенность, что, разумеется, не способствует точному и единообразному применению закона.

Правоохранительные органы были вынуждены предпринимать попытки урегулировать возникающие правоотношения путем издания подзаконных нормативно-правовых актов. Так, п. 4.2 Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом Генерального прокуратура РФ от 21.10.2003 № 45, предусматривалось, что должностными лицами, осуществляющими проверку по зарегистрированным сообщениям о преступлениях, в соответствии с УПК РФ могут быть получены объяснения, истребованы и изучены необходимые документы и материалы, назначено исследование с участием специалистов. Заметим, что ссылка на УПК РФ здесь весьма условна, поскольку первоначальная редакция Кодекса никаких указаний на способы проведения проверки не содержала. Аналогичная норма вводилась п. 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД России от 13.03.2003 № 158. К достоинствам данной Инструкции можно отнести положение о возможности привлечения к проверке специалистов.

В пришедшем на смену Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях Приказе Генерального прокурора РФ от 16.03.2006 № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации» в числе так называемых проверочных мероприятий назначение исследований уже не упоминается. Представляется, что игнорирование законодателем такой важной стадии уголовного судопроизводства, как проверка на предмет установления достаточных данных о признаках преступления, а также передача этого вопроса (не прямая, путем указания в законе, а косвенная — по умолчанию) на разрешение конкретным ведомствам свидетельствует далеко не в пользу УПК РФ.

Читайте так же:  Взыскание алиментов по исполнительному листу

Первая попытка восполнить этот пробел была предпринята в Федеральном законе от 04.07.2003 № 92-ФЗ, которым в ст. 144 УПК РФ включены институты ревизии и документальной проверки. При этом, на взгляд автора, уровень юридической техники при формулировании данной нормы оставляет желать лучшего. Наряду с изменением ч. 1 ст. 144 УПК РФ Федеральным законом № 92-ФЗ были внесены дополнения в ч. 3 данной статьи, разрешавшие при необходимости производства документальных проверок и ревизий продлевать срок проверки до 30 суток.

Подобных преступлений достаточно много. Наиболее часто на практике регистрируются сообщения о признаках таких преступлений, как:

· нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 143 УК РФ);

· нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 219);

· нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 264 Кодекса).

В этих случаях от степени тяжести вреда здоровью потерпевшего зависит уже не вид уголовного преследования, а наличие либо отсутствие преступления вообще (отграничение общественно опасного деяния от административного правонарушения или дисциплинарного проступка). Проведение судебно-медицинского исследования по сообщениям здесь является необходимым условием возбуждения уголовного дела.

Приведенные доводы подтверждают важность судебно-медицинских исследований на стадии доследственной проверки. Проведение исследования любого вида требует определенных, нередко значительных временных затрат. В результате установленный ч. 3 ст. 144 УПК РФ максимальный срок проверки в 10 суток становится непреодолимым препятствием для дознавателей и следователей.[8] Как специфическая разновидность поисково-познавательной деятельности, предварительная проверка проводится с целью выяснения, действительно ли совершено общественно опасное деяние и если совершено, содержит ли содеянное признаки преступления. Делается это по следующей схеме. Должностное лицо, в распоряжении которого находится первичная (сигнальная) информация, на основе ее анализа выделяет в ней две группы сведений:

1. об обстоятельствах содеянного (его месте, времени, участниках и т. д.);

2. об источниках и носителях информации. В круг последних включаются: лицо (лица в случае группового заявления), от которого поступила первичная информация, другие лица, на которые имеются прямые указания как на людей, могущих подтвердить изложенные факты или сделать по ним дополнительные сообщения; документы, иные предметы, информативные с рассматриваемой точки зрения.

К должностным лицам, уполномоченными принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении относятся органы дознания, дознаватель, следователь. [9]

Из приведенной ниже схемы, можно увидеть, какие именно структуры относятся к органам дознания.

Система органов дознания в РФ

Кроме того, полученная информация, а также знания типовых характеристик такого рода событий и образующихся в связи с ними следов используются для построения мысленной модели события, о котором идет речь, и модели обстановки, в которой оно произошло. В результате изучения этих моделей выводятся вытекающие из них следствия о возможном существовании той или иной номенклатуры других носителей информации, на которые в первоисточнике отсутствуют прямые указания.[10]

На этой базе формулируются версии (о природе события, его видовой принадлежности, об отдельных обстоятельствах и т д) и разрабатывается план их проверки. В нем отражаются вопросы, которые

необходимо выяснить (о месте, времени, участниках исследуемого события, его последствиях и т. д.), указывается, каким образом это должно быть сделано, кем и в какие сроки. Намеченные в плане проверки вопросы исследуются путем производства реально-практических действий. В их круг обычно входят:

1. Выход на место происшествия и его осмотр (если это возможно и целесообразно). Если результаты осмотра места происшествия не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может направить материал в органы дознания для дополнительной проверки. Порядок производства осмотра места происшествия предусмотрен в ст. 176-177 УПК РФ.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена достаточная информация для принятия законного и обоснованного решения.

2. Получение объяснений лиц, от которых поступила сигнальная информация, других лиц, которые могут подтвердить или опровергнуть, дополнить, углубить, уточнить исходные данные, как основное средство проверки информации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

У правонарушителей объяснения следует получать только тогда, когда нет опасений, что они могут скрыться или воспрепятствовать установлению истины. До получения объяснения необходимо наметить вопросы, чтобы получить необходимую для проверки заявления и сообщения информацию. Объяснения должны содержать самую необходимую и достоверную информацию. Лица, дающие объяснения, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний не предупреждаются. Это возможно только после возбуждения уголовного дела.[11]

Источники


  1. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.

  2. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  3. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
  4. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
Прием и проверка первоначальной информации о преступлениях (организационные и процессуальные аспекты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here