Право собственности на водные объекты кто может получить

Полезные знания на тему: "Право собственности на водные объекты кто может получить". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 8. Право собственности на водные объекты

Статья 8. Право собственности на водные объекты

См. комментарии к статье 8 ВК РФ

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Экологическое право

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.

Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, — водным законодательством.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции — органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда — Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.

В федеральной собственности находятся:

— поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на тер­ритории двух и более субъектов РФ;

— водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безо­пасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;

— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными терри­ториями федерального значения;

— трансграничные (пограничные) водные объекты;

— территориальное море РФ;

— иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.

Содержание права собственности на водные объекты определяется граждан­ским законодательством РФ, если иное не установлено водным законодатель­ством. Это обусловлено естественными особенностями такого природного ре­сурса как воды в качестве объекта права собственности. В частности, в ст. 31 Водного кодекса РФ подчеркивается, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода нахо­дится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Вместе с тем измене­ние русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект (ст. 34 ВК РФ).

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут по­влечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к дру­гому могут переходить только права пользования водными объектами в слу­чаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность зе­мельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

— право долгосрочного пользования;

— право краткосрочного пользования;

— право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут — это право ограниченного пользования водным объек­том для определенной цели: забора воды без применения технических со­оружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в каче­стве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедо­ступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Вод­ного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользова­ния, реализуемым по отношению к водным объектам.

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты (ст.ст. 8 — 10)

Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты

>
Право собственности на водные объекты
Содержание
Водный кодекс (ВК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты

Статья 36. Федеральная собственность на водные объекты

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

[1]

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

Читайте так же:  Льгота на транспортный налог многодетным семьям

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 464

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комментарий к СТ 9 ВК РФ

Статья 9 ВК РФ. Право пользования водными объектами

Комментарий к статье 9 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из трех частей, определяющих порядок приобретения прав пользования поверхностными и подземными водами. При этом в указанной статье делается отсылка на главу 3 Кодекса, регламентирующую основания возникновения права водопользования поверхностными водными объектами. ВК РФ определил основания предоставления в пользование договором водопользования и разрешением о предоставлении водного объекта в пользование. При этом упраздняется лицензирование водопользования.

Часть 2 статьи 9 определяет, что естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и комментируемого Кодекса не следует иное.

Вместе с тем водные объекты находятся в федеральной собственности Российской Федерации (часть 5 статьи 8 ВК). Если вследствие изменения русла реки использовать водный объект становится невозможным, это может являться основанием и для прекращения права водопользования, приобретенного на основании решения.

[3]

В части 3 комментируемой статьи устанавливаются правовые основания приобретения права пользования подземными водными объектами для физических и юридических лиц (отсылочная норма).

Часть 3 статьи 9 определяет, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Практика идет по пути признания недействительным использования подземных вод с нарушением законодательства о недрах.

Например, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что пользование подземным водным объектом с нарушением порядка, установленного законодательством о недрах, создает существенную угрозу общественным отношениям. В связи с этим суд посчитал привлечение общества к административной ответственности правомерным и отказал кооперативу в удовлетворении его требований (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2007 по делу N А31-2501/2007-23).

[2]

Добыча подземных вод фактически происходит в процессе пользования недрами, следовательно, необходимо получение соответствующей лицензии на право пользования недрами.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Институт предоставления водных объектов и их водных ресурсов в пользование занимает центральное место в системе публично- и частноправовых оснований возникновения водных прав. В статье 9 ВК РФ определяются основания приобретения прав пользования водными объектами. Права пользования водными объектами приобретаются по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 комментируемого Кодекса. Практика применительно к возникновению водных прав оперирует понятием «приобретение права». Термин «приобретение» больше соответствует понятиям купли, обмена, нового строительства или реконструкции недвижимого имущества (недвижимости). В результате толкование понятия «приобретение» показывает, что законодатель сужает сферу возникновения водных прав, ограничивая ее только частноправовыми условиями (например, договором водопользования). В то же время Кодекс определяет публично-правовые условия и устанавливает порядок возникновения водных прав — это решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Термин «приобретение прав» применяется, как правило, в случаях, когда речь идет о первоначальном приобретении прав только на водный объект — пруд или обводненный карьер, а также на его водные ресурсы, предоставляемые в порядке водопользования на определенном праве, и когда имеет место переоформление уже существующего права на пользование водными ресурсами. Например, права на водные объекты — пруды или обводненные карьеры могут быть приобретены в порядке, предусмотренном гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.

При приобретении права собственности на земельный участок с прудом и (или) обводненным карьером происходит переоформление всех водных прав, поскольку право на эти водные объекты возникло ранее. Таким образом, понятие «предоставление прав» заменяется понятием «приобретение прав», являющимся более узким понятием, ориентированным на частноправовое значение данного института.

3. История правового института. Интересно то, что в статье говорится о праве пользования водными объектами, а не о праве водопользования. Понятие «право водопользования» условное. Под ним подразумевается добыча (забор) воды из реки, моря, озера, подземных водных объектов и т.п.; добыча (забор) осуществляется путем применения водохозяйственных систем (гидротехнических сооружений) либо при помощи простейших бытовых приспособлений. Сброс в водоемы сточных вод также является водопользованием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юридическое понятие и юридическая конструкция права водопользования использовались в Советском государстве. По советскому законодательству не все случаи пользования водой юридически признавались водопользованием. Это зависело от экономических и хозяйственных условий, в которых происходит пользование водой. Водопользованием признавалось пользование водами (водными объектами), состоящими в исключительной собственности советского государства. При этом понятие воды, в отличие от физико-технического и житейского понятия «вода», рассматривалось как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых при современном уровне развития производительных сил общества поддается целенаправленному регулированию.

В ВК РФ 1995 г. устанавливались различные условия и виды водопользования. В Кодексе определялось, что водопользователь, использующий водные объекты и их водные ресурсы, обязан осуществлять водохозяйственную деятельность в соответствии с Водным кодексом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 42 предусматривала право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами, при которых водные объекты, находящиеся в федеральной государственной собственности, предоставлялись гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Читайте так же:  Алименты после лишения родительских прав

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливалось на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — на срок от трех до сорока девяти лет. Право пользования водным объектом могло быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Статья 44 устанавливала право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут), выступавшего в формах публичного и частного водных сервитутов.

В ВК говорится о праве пользования водными объектами. Понятия водопользования Водный кодекс не содержит, однако предусматривает договор водопользования. Таким образом, понятия «право пользования водными объектами» и «право водопользования идентичны».

Необходимо различать понятия «пользование водным объектом» и «использование водного объекта».

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2006 по делу N А26-7577/2005-213 суд указал, что понятия «использование» и «пользование» водным объектом имеют различное правовое значение. Получив лицензию на право пользования водным объектом, общество в соответствии со ст. 1 Водного кодекса приобрело статус «водопользователя». Лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаются плательщиками водного налога (ст. 333.8 НК РФ). В связи с этим суд пришел к выводу, что, несмотря на то, что фактически использование водного объекта осуществляло другое общество, обязанность по исчислению и уплате водного налога лежала на водопользователе — заявителе. Таким образом, суд признал решение налогового органа о начислении заявителю водного налога правомерным и отказал заявителю в удовлетворении его требований.

Потребление воды в системах коммунальной канализации не является видом водопользования.

Определением Верховного Суда РФ от 16.08.2006 N 44-Г06-13 определено, что системы коммунальной канализации не относятся к водным объектам, а также к объектам охраны и регулирования нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Таким образом, потребление воды в системах коммунальной канализации не относится к водопользованию, это водопотребление (см. комментарий к ст. 1).

Сброс сточных вод является видом водопользования, однако он должен быть надлежащим образом оформлен.

Например, судом было установлено, что право пользования водным объектом, связанное со сбросом сточных вод, не оформлено в установленном порядке. Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности факта использования обществом водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (ст. 9 Водного кодекса РФ). Кроме того, в нарушение ст. 44 Водного кодекса РФ общество осуществляло сброс сточных вод в реку без очистки, не вело контроля качества за составом сбрасываемых сточных вод, не разработало мероприятий по охране водного объекта. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления комитета о привлечении к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2008 по делу N А56-3569/2008).

Статья 8 ВК РФ. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Комментарии к ст. 8 ВК РФ

Право собственности — фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно статьям 209 — 211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерб окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и другими природными ресурсами (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животным мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно последнему характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия «владение» к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на их отчуждение (кроме прудов и обводненных карьеров).

После длительной и острой дискуссии в обществе новый Водный кодекс разработан таким образом, что положения о преимущественно федеральной собственности на водные объекты были пролонгированы. Впрочем, по-другому этот вопрос в едином федеральном государстве было бы трудно решить. Согласно Кодексу собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета за лечение

Таким образом, законодатель отошел от формулировок первоначальной редакции Водного кодекса 1995 г. о собственности субъектов Федерации на водные объекты, акватории и бассейны которых находятся на территории одного субъекта Федерации (например, области, края, республики). На основе этой формулировки в нескольких субъектах некоторые реки и озера внутреннего стока либо реки, впадающие в море, реально были региональной собственностью. Согласно последующим изменениям в ВК РФ 1995 г. это стало невозможным. В Водном кодексе 2006 г. собственность субъектов Федерации окончательно сведена до собственности лишь на такие искусственные водоемы, как пруды и обводненные карьеры.

Еще одной новеллой Водного кодекса РФ 2006 г. стал отказ от правовой конструкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов). Согласно Закону о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации данная формулировка была изъята из земельного и гражданского законодательства. По ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (как правило, пруды). В то же время следует признать несовершенство и условность правовой конструкции обособленных водных объектов.

Прежде всего, по-разному может пониматься и искусственное происхождение замкнутых водоемов, ибо многие пруды создавались и создаются на месте небольших озер или родников. Кроме того, такие признаки данных водных объектов, как «непроточность» и «замкнутость», по сути, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. В свою очередь, несовершенство правовых конструкций влекло за собой трудности правоприменения. Например, на практике встречались попытки приватизировать озера и иные водоемы, связанные с рекой.

В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны, что может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. Кроме того, многие искусственные водоемы возникают на месте естественных. Маленькое озеро, превращенное в небольшой искусственный водоем, может оказаться в частной собственности.

Согласно статье 42 ВК РФ 2006 г. работы по изменению и обустройству природного водоема и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима). Данные положения призваны положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьев, наблюдающемуся в период «коттеджного бума» и завершающемуся присвоением «свежеиспеченных» водоемов частными лицами.

Следует также отметить: пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъектов Федерации (республик, краев, областей и др.), муниципальных образований, частных лиц вместе с соответствующими земельными участками. Наложен запрет на отчуждение названных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых последние расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера. При этом неверно считать, что пруды и обводненные карьеры крайне малы по площади. Некоторые обводненные карьеры, оставленные в результате масштабной добычи полезных ископаемых, крупнее иных озер. Именно поэтому члены Совета Федерации и МПР России предлагают внести поправки в новый Водный кодекс, позволяющие субъектам Федерации определить предельные размеры водоемов, которые могут быть преданы в собственность физических и юридических лиц.

Ограничение предмета возможного права собственности субъектов Федерации лишь прудами и обводненными карьерами было в свое время вопросом острой дискуссии, в которой участвовали администрации субъектов Федерации. При подготовке проекта нового Водного кодекса РФ от регионов поступали следующие интересные, но отклоненные предложения:

— сохранить в собственности субъектов Федерации реки, акватории которых находились исключительно в границах одной области (края, округа);

— передать в собственность субъектов Федерации водотоки, преимущественно расположенные в одном регионе;

— передать в собственность субъектов Федерации рукотворные водные объекты, созданные в целях питьевого водоснабжения данного субъекта вне зависимости от их географического расположения.

Во втором случае речь идет о реках, более половины течения которых приходится на данный регион. В третьем случае — о водохранилищах питьевого назначения. Эти смелые и даже конфликтные предложения имели важную смягчающую оговорку: на внутренние водные пути региональные власти не претендовали.

Правовой режим подземных водных объектов главным образом определяется в законодательстве о недрах. В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закреплено, что регулированию подлежат отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и континентального шельфа, в том числе в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер, заливов морей.

Согласно статье 1.2 указанного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Участки недр вмещают в себя и подземные воды. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Итак, подземные воды отнесены к специфическим минеральным ресурсам недр и находятся в государственной собственности. Однако в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание «подземные воды», а не «подземные водные объекты». Это объясняется тем, что в законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются как извлекаемый ресурс, а не как природное образование. Такая узость подхода при обновлении законодательства о недрах будет, наверное, преодолена.

Остается неясным, до каких пределов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объекты. Согласно статье 5 Водного кодекса границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, так как недра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному хозяину — государству. Поэтому подземные водные объекты как бы теряются в общем массиве государственной собственности на недра. Однако с развитием рыночных отношений в области природопользования подземные водные объекты могут стать предметом договора добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым горным законодательством. В любом случае необходимо обеспечить экономное «подземное» водопользование.

Читайте так же:  Что делать, если утерян исполнительный лист по алиментам

Таким образом, при всех изменениях законодатель явно предпочел сохранить государственную собственность на большую часть водного фонда, привлекая частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность, как следует ожидать, должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, до которых у государства «не доходят руки» .

См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 95 — 102; Он же. Новый Водный кодекс — итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. N 7. С. 88 — 91; Он же. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 8. С. 82 — 85; Он же. Водный кодекс 2006 года: значение для водопользователей // Экология производства. 2006. N 12. С. 14 — 18.

Право собственности на водные объекты: кто может получить?

Понятие права собственности на воды

Право собственности — фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбы вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно ст. ст. 209 — 211 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но уже в самом ГК РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия «владение» к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на отчуждение водных объектов (кроме прудов и обводненных карьеров).

Своеобразие отношений собственности на водные объекты заключается в текучем предмете права собственности, да еще и с довольно трудно определяемыми границами. В ВК РФ 1995 г. было выражено представление о поверхностных водных объектах как о единстве поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Отныне, согласно ВК РФ 2006 г., береговая линия, а следовательно, и граница водного объекта устанавливаются законодателем. Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ — по нормальному подпорному уровню воды.

Однако вряд ли можно признать, что эту береговую линию легко установить на практике по отношению ко всем водным объектам. Ведь государственный мониторинг (наблюдение) за водными объектами в течение последних 15 лет оставлял желать лучшего. На многочисленных малых водоемах и водотоках среднемноголетний уровень вод в безледный период не отслеживался. Относительно многих прудов, сооруженных без проекта (кустарно), либо более века назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживался. За состоянием этих водных объектов в лучшем случае осуществлялись эпизодические наблюдения, а постоянные могли вестись только 10 — 15 лет назад. Думается, что все уполномоченные органы (начиная с Росгидромета), отвечающие за водные ресурсы, должны возобновить наблюдения, посредством которых только и можно определить береговую линию.

В отличие от земельного, водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты. По ВК РФ 2006 г. собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель явно предпочел привлекать частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном ВК РФ 2006 г., а подземным водным объектом — в порядке, предусмотренном горным законодательством.

Еще одной новеллой ВК РФ 2006 г. становится отказ от правовой конструкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), предназначенной, по прежнему замыслу законодателя, для частной собственности. Согласно Закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», данная формулировка была изъята из земельного и гражданского законодательства.

Для данного решения были свои основания. По ВК РФ 1995 г. обособленными могли быть лишь небольшие по площади, непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (как правило, это пруды). В то же время следует признать несовершенство и условность правовой формулировки обособленных водных объектов. Прежде всего, по-разному может пониматься искусственное происхождение обособленных (замкнутых) водоемов, ибо многие пруды создавались и создаются на месте небольших озер или родников. Кроме того, такие признаки данных водных объектов, как непроточность и замкнутость, по сути дела, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравлическая связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. В свою очередь, несовершенство правовых конструкций влекло за собой трудности правоприменения. К примеру, на практике были попытки недобросовестных физических и юридических лиц приватизировать озера и иные водоемы, хотя они были связаны с рекой.

Читайте так же:  Компенсация за отдых по россии

Итак, в ВК РФ 2006 г. законодатель пошел по пути прямого указания на разновидности поверхностных водных объектов, которые могут быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определение понятий данных водоемов в новом ВК РФ отсутствует, что в дальнейшем может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. В то же время, согласно ст. 42 ВК РФ 2006 г., работы по изменению и обустройству природного водоема и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима). Приведенное требование Кодекса призвано положить конец произвольному запруживанию малых рек и ручьев, которое наблюдается в период «коттеджного бума» и завершается присвоением «свежеиспеченных» водоемов частными лицами.

Собственность на подземные водные объекты

Согласно ВК РФ 2006 г., устанавливаются некоторые основные признаки правового режима подземных водных объектов. В частности, предусматриваются резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг подземных вод. Однако отношения по поводу подземных водных объектов регулируются главным образом законодательством о недрах, которое само обновляется.

В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» закреплено, что в данном Законе регулируются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и континентального шельфа, в том числе в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер, заливов морей.

В редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ, от 14 мая 2001 N 52-ФЗ, от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ, от 29 мая 2002 N 57-ФЗ, от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Следует пояснить, что участки недр вмещают в себя и подземные воды. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Итак, подземные воды отнесены к специфическим минеральным ресурсам недр и находятся в государственной собственности. Однако следует заметить, что в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание «подземные воды», а не «подземные водные объекты». Это объясняется тем, что в действующем законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются скорее как извлекаемый ресурс, а не как природное образование, нуждающееся в защите.

Как отмечалось в юридической литературе, остается неясным, до каких пределов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объекты . Согласно ст. 5 ВК РФ 2006 г., границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, так как недра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному хозяину — государству. Поэтому подземные водные объекты как бы теряются в общем массиве государственной собственности на недра. Однако с развитием рыночных отношений в области природопользования подземные водные объекты могут стать предметом договора добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым горным законодательством. В любом случае необходимо обеспечить экономное «подземное» водопользование.

Колбасов О.С. О новом Водном кодексе Российской Федерации // Законодательство и экономика. 1997. N 1/2. С. 14-21.

Внутреннее строение и границы подземных водных объектов мало похожи на поверхностные водотоки и водоемы. Например, водоносные горизонты состоят из следующих элементов: водоупор (ложе), водоносный слой и уровень грунтовых вод. Как известно из гидрогеологии (наука о подземных водах), под землей водная масса содержится в самом пласте породы, а не образует водную толщу, как в реках и озерах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исключение составляют довольно распространенные карстовые водные объекты. Они не только связаны, но и схожи с поверхностными водотоками и водоемами, так как имеют свою водную толщу. Как известно, карстовый процесс — растворение и выщелачивание горных пород водой. В результате этого процесса в недрах образуются карстовые пустоты. Именно в них зачастую текут подземные ручьи и реки, образуются подземные озера. Широко распространенные в странах СНГ, они являются обильными и нередко единственными источниками водоснабжения. Карстовые водные объекты востребованы и в Западной Европе. Они дают 70% воды австрийской столице Вене, снабжают ряд других европейских городов. Многие населенные пункты осваиваемых и труднодоступных местностей России также снабжаются за счет карстовых источников. Карстовые формы используются для строительства ГТС и проводки гидротоннелей

Гвоздецкий Н.А. Карст. М.: Мысль, 1981. С. 7 — 17; Сиваков Д.О. Подземные воды: защитить договором? // Законодательство и экономика. 2005. N 6. С. 77 — 81.

Источники


  1. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  2. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  4. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
Право собственности на водные объекты кто может получить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here