Право ребенка на образование

Полезные знания на тему: "Право ребенка на образование". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 28. Права ребенка на получение образования

Информация об изменениях:

Законом Брянской области от 9 июня 2014 г. N 40-З в статью 28 внесены изменения

Статья 28. Права ребенка на получение образования

Ребенку гарантируется право на образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством.

Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей, и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей может использоваться только в данных целях.

>
Право ребенка на охрану здоровья
Содержание
Закон Брянской области от 20 февраля 2008 г. N 12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Права родителей в школе

Школа выполняет образовательную функцию, но это вовсе не означает, что с родителей снимается ответственность за эту сторону развития ребенка. Довольно часто со стороны взрослых звучали высказывания о том, что учителя обязаны отвечать за качество вложенных знаний и за их усвояемость. Между тем такая позиция однобока, так как здесь важно двустороннее сотрудничество образовательных учреждений и родителей для получения качественного результата. Поэтому на законодательном уровне были предприняты определенные меры.

Законодательство

Воспитание детей, защита их прав и интересов, всестороннее развитие несовершеннолетних полностью возлагается на взрослых людей, которые их опекают. Государство регламентирует данные нормы и следит за их исполнением. Невыполнение прописанных в законе условий считается нарушением прав несовершеннолетнего и может повлечь административную или даже уголовную ответственность. Для сохранения прав детей на государственном уровне был создан орган опеки и попечительства, который должен следить за действиями взрослых и при необходимости вмешиваться в семью с целью выправления сложившейся негативной ситуации.

Права и обязанности взрослых по отношению к опекаемым несовершеннолетним прописаны в следующих законодательных актах:

  1. Статья 63 Семейного кодекса РФ.
  2. Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Говоря о правах детей и обязанностях взрослых, следует ориентироваться не только на российские законодательные нормы, но и на международные договора. Так, одним из важнейших документов считается Конвенция ООН, изданная в 1989 года, где в статье 18 речь идет о правах детей, обеспечить которые обязаны взрослые.

Законные представители

Ребенок в силу своего возраста, отсутствия необходимой базы знания и опыта не может самостоятельно принимать решения и четко понимать их последствия. Дети считаются недееспособными, то есть не несущими ответственность за свои действия, а потому не могут подписывать документы или изъявлять свою волю самостоятельно. Для этого им нужны опекуны.

Законным представителем несовершеннолетнего считается лицо, которое защищает его интересы на официальном уровне. В их обязанности входит:

  1. Заботиться о физическом состоянии ребенка – кормить его, содержать в чистоте и тепле, одевать, оказывать своевременную медицинскую помощь.
  2. Социализировать несовершеннолетнего – обучать его полезным навыкам, давать общаться с иными родственниками и сверстниками.
  3. Заниматься его всесторонним образованием – отдавать в учебные заведения по возрасту, водить на кружки и секции.

Представлять интересы ребенка на законном уровне могут:

  1. Биологические мать и отец.
  2. Усыновители.
  3. Опекуны и попечители.

В каждом случае взрослые наделяются обязанностями в момент возникновения ответственности за несовершеннолетнего.

В стандартных ситуациях законными представителями несовершеннолетнего являются его родители. Мать и отец наделяются данными полномочиями сразу после рождения малыша. Их полномочия удостоверяются свидетельством о рождении, в котором они вписываются как родители новорожденного.

Им не требуется каких-то дополнительных разрешений для того, чтобы представлять интересы своего ребенка во всех инстанциях. Они имеют право от имени несовершеннолетнего давать запросы и получать на них ответы, распоряжаться средствами, которые перечисляются на ребенка, с учетом их нужд и интересов.

Мать и отец остаются в своем законном статусе навсегда, если иное не будет решено в судебном порядке. Но представлять интересы детей могут лишь до исполнения им совершеннолетия. Частичная дееспособность присваивается подросткам при достижении 14 лет, а уже в 18 они получают полный перечень прав, а вместе с ним и обязанностей. С этого же момента они несут ответственность также в полном размере.

Родители не всегда обеспечивают защиту своим детям. Несовершеннолетние могут стать сиротами или оказаться без попечения родителей по каким-либо иным причинам. Такие дети немедленно оформляются в специализированные учреждения – дома малютки, детский дом или иное.

Но политика государства направлена на то, чтобы несовершеннолетние воспитывались в семьях, пусть и не своих. Поэтому опекунская служба всячески способствует тому, чтобы несовершеннолетним была подобрана приемная семья. При усыновлении взрослые получают статус официальных родителей, но чаще всего детей забирают под опеку, если несовершеннолетние в возрасте до 14 лет или под попечение, если они старше этого возраста, но еще не достигли 18 лет.

Опекун имеет возможность представлять интересы ребенка только после того, как ему будет выдано официальное разрешение на проведение таких действий от органов опеки и попечительства.

Права в сфере образования

Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

  1. Самостоятельный выбор школы.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
  4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
  5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
  6. Принимать непосредственное участие в управлении.
Читайте так же:  Кому положена доплата к пенсии за 2 и более детей

Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

Выбор учебного заведения

Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

Говоря о среднем образовании, можно выбирать, куда будет происходить зачисление:

[3]

Также можно выбирать:

  1. Какой иностранный язык изучать ребенку.
  2. Какие факультативы посещать.
  3. На какие дополнительные курсы ходить.

И на этом альтернативность не заканчивается. Взрослые могут решать, будет ли их чадо посещать школу или учиться дома по специальным программам.

Знакомство с документацией

Подбор учебного заведения – это серьезный шаг. Ориентироваться следует не только на территориальное расположение школы, ее статус и наличие дополнительных бонусов в виде факультативов и кружков. Немаловажно вникнуть в то, какой политики придерживаются в данном заведении. Для этого необходимо изучить внутреннюю документацию, доступ к которой должен быть предоставлен беспрепятственно.

Рекомендуется обязательно ознакомиться с:

Своевременное изучение пунктов нормативных документов позволит впоследствии избегать ненужных конфликтов, или поможет отстоять свои интересы и права ребенка, опираясь на них.

Получение информации

Какими бы полномочиями ни были наделены педагоги и руководящий состав школы, родители имеют законные права получать своевременную и полную информацию обо всем, что касается их ребенка. Учителя обязаны оповещать представителей о:

  1. Методах обучения, применяемых в школе.
  2. Мерах, направленных на воспитание подрастающего поколения.
  3. Полученных оценках и замечаниях.
  4. Проведении психологических или медицинских осмотров. Взрослые могут соглашаться на них или запрещать вмешательство.
  5. Результатах проведенных обследований.

Родители и опекуны могут при желании присутствовать на уроках, чтобы самостоятельно оценить ситуацию и выявить причины неуспеваемости или возникающих конфликтов. Хотя данная мера и разрешена, но для ее реализации придется договориться с преподавателем или директором заранее.

Законные представители школьника могут даже влиять на выбор классного учителя или иного педагога. Чаще всего это обусловлено выбором преподавателя при поступлении в первый класс, но может быть реализовано и позже, если для этого есть серьезные основания.

Участие в управлении

Понятие «управление школой» для большинства родителей кажется непонятным, между тем оно подразумевает стандартное взаимодействие родителей и учителей. Обычно оно выражается в присутствии представителей на родительских собраниях. Именно на них обсуждаются нужды школы и класса, освещаются проблемы отдельных детей и их победы. На собраниях взрослые могут высказывать свои пожелания по поводу воспитательных мер, обучающего процесса, организации досуга и многого другого.

Особо активные взрослые имеют право занимать более устойчивые позиции и являться представителями родительского комитета. Это позволяет более плотно взаимодействовать с учителями и руководящим составом учреждения, а также влиять на принятие каких-то решений, касающихся учебы.

Обязанности

Кроме прав, на представителей несовершеннолетних возлагаются еще и обязанности, которые они обязаны неукоснительно соблюдать. В их число входят следующие пункты:

  1. Позаботиться о получении ребенком среднего образования. Этот пункт включает в себя ряд условий. Взрослые должны обеспечить несовершеннолетнего одеждой и школьными принадлежностями для посещения школы. Дома для ребенка необходимо организовать специальное место, где он сможет делать домашние задания. Кроме этого, атмосфера в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы дети могли развиваться и обучаться.
  2. Неукоснительно соблюдать распорядок образовательного учреждения. Речь идет о времени посещения школы и режиме занятий. Именно родитель обеспечивает отсутствие опозданий и общее посещение уроков.
  3. Уважительно относиться к педагогам и другим ученикам и прививать ребенку такое же отношение к остальным.

Ответственность

Прописанные в Федеральном законе № 273 нормы должны соблюдаться всеми гражданами РФ, имеющими на попечении несовершеннолетних лиц. Их несоблюдение может повлечь неприятные последствия. Как правило, они проявляются в оповещении органов опеки и попечительства о невыполнении обязанностей. Это ведет к целой цепочке проверок, которые могут стать причиной того, что взрослых:

  1. Поставят на учет в органы опеки.
  2. Лишат родительских прав.

Конечно, не всегда применяются столь кардинальные меры, иногда достаточно лишь провести беседу и разъяснить представителям, что они нарушают и как это исправить.

Могут применяться также и административные меры в виде штрафных санкций. Иногда в крайних случаях опекунов или родителей могут привлечь даже к уголовной ответственности, но данная мера применяется лишь при наличии иных отягчающих обстоятельств.

Право ребенка на образование

«Государства-участники признают право ребенка на образование. »

Статья 28 Конвенции ООН по правам ребенка

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на … развитие личности,

талантов и умственных и физических способностей ребенка

в их самом полном объеме. »

Статья 29 Конвенции ООН по правам ребенка

В мире более 130 миллионов детей школьного возраста не имеют доступа к школьному образованию. Более двух третьих из них составляют девочки. Одно из фундаментальных прав – право на образование – этих детей нарушено. Подсчитано, что к началу двадцать первого века около 850 миллионов человек — то есть одна шестая часть населения Земли – будет безграмотным. Эта статистика показывает остроту проблемы.

Образование является центральным элементом, от которого зависит социальное и экономическое развитие. Образование, по сути, определяет развитие государства и нации. Не секрет, что в некоторых странах мира (например, в Японии) Министерство образования входит в структуру силовых ведомств.

Читайте так же:  Ежемесячные выплаты на ребенка

Право на образование принадлежит всем детям без исключения. Данное право обеспечивает получение образования в условиях здоровой, недискриминационной атмосферы и в безопасной среде. Признавая связь между правами, описанными в ней, Конвенция особо отмечает связь данного права с инвалидностью, питанием, участием детей, а также здоровьем детей. Как было отмечено выше, ни одно право не может быть ограничено либо заменено на какое-либо другое право. Таким образом, дети-инвалиды должны получать образование, адекватное их физическому или умственному состоянию. Дети, находящиеся в местах лишения свободы или в следственных изоляторах также должны иметь доступ к образованию. Во многих странах в местах лишения свободы существует школы, а в следственных изоляторах детей посещают мобильные группы педагогов.

Статья 28 Конвенции требует от государств обеспечить бесплатное образование для каждого ребенка.

Статья 29 Конвенции призывает государства обеспечить такой уровень образования, которое уважительно относится к культурным ценностям ребенка, языку его общения, вероисповеданию и нацелено на воспитание ребенка как личности, на развитие его физического и умственного потенциала.

Обеспечению права на образование должно уделяться особое внимания в критических ситуациях, таких как военные конфликты, природные катаклизмы или социальные кризисы. Необходимо снова отметить, что даже военные конфликты не могут послужить причиной для полного ограничения какого-либо права ребенка, включая права на образование. Хотя следует оговориться, что во время конфликтных ситуаций какое-либо право, включая право на образование, может быть лишь временно ограничено. Однако государство должно предпринять необходимые шаги для полного восстановления права или устранения поставленных ограничений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8450 —

| 7340 — или читать все.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Дата публикации: 07.05.2015 2015-05-07

Статья просмотрена: 7370 раз

Библиографическое описание:

Дуброва А. Н. Право на образование как одно из конституционных прав человека // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 909-911. — URL https://moluch.ru/archive/90/18183/ (дата обращения: 20.11.2019).

Россия — в соответствии с Конституцией РФ— правовое, демократическое государство, в котором права человека — высшая его ценность.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает особое место.

Впервые это право было закреплено в части 1 статье 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) [1] и в дальнейшем закрепилось в части 1 статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) [2]. Далее, нашло свое выражение в статье 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) [3]. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование» [8, ст. 2]. Данная формулировка доказывает право каждого человека на образование, и запрещает какую-либо дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования. Таким образом, право на образование входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека.

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. В статье 43 части 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет право на образование» [4]. Раскрывая суть термина «каждый», обозначим его как всякий, любой из себе подобных, взятый подряд [5]. Следовательно, можно предположить, что в соответствии с указанной нормой любой человек в нашей стране наделен допустимым правом получить образование согласно условиям, обозначенным в Основном Законе, независимо от иных социальных признаков, кроме способностей и умения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Образование — это процесс развития и саморазвития личности, направленный на усвоение социально значимого опыта человечества, воплощенный в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно статье 2 Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту Закон), образование представляет собой единый целенаправленный процесс обучения и воспитания [6]. Дадим формулировку понятий обучения и воспитания, которые обозначены в Законе как составляющие всего процесса образования.

Обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся в получении знаний, умений, навыков и компетенций, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Под воспитанием понимается деятельность, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6, ст. 2].

Образование является общественным благом и в его постижении, развитии заинтересованы человек, общество и государство в равной степени. Поскольку от уровня образованности граждан и качества, полученных ими знаний зависит развитие общества и государства в целом.

Право на образование рассматривается как конституционное, главное, естественное право человека. Для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, государство РФ, исходя из исключительной значимости образования, в Законе провозгласило область образования приоритетной. О заинтересованности к сфере образования говорит и то, что первым Указом Президента РСФСР был принят Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991года. В нем предусмотрена система организационных и правовых мер, которые направлены на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов [7].

Социальный аспект образования и право каждого на его освоение отражены в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который является частью правовой системы России, согласно частью 4 статьи 15 Конституции РФ. В нем определены цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами, содействовать работе ООН» [2, ст. 4].

Читайте так же:  Как увеличить лимит кредитной карты

Конституцией гарантируется право образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального статуса, места проживания, идеологии и других обстоятельств. Гарантируется общедоступность и бесплатность в получении впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

Также конкретизируется, что получение основного общего образования обязательно для всех. Под основным общим образованием в соответствии с Законом мы понимаем окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. При успешном окончании обучения выдается документ государственного образца об уровне образования лица, получившего его. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (данная конституционная норма гарантирует получение перечисленных видов образования исключительно детьми). Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

При дальнейшем анализе конституционного права человека на образование во 2 и 3 частях статьи 43 Конституции Российской Федерации разграничиваются совокупные возможности в овладении лицом каждой из ступеней системы образования. Отметим, что уровень гарантированного государством минимального образования всегда зависит от экономических возможностей государства на каждом историческом этапе его развития.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования. Это право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение мнений и убеждений, свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, охрану здоровья.

Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Россия является многонациональным государством и положение о том, что граждане РФ имеют право получить основное общее образование на родном языке, становится немаловажным аспектом. А также имеют «право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании» [6, ст. 14]. Данное право граждан реализуется созданием достаточного числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп и условий для их функционирования. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для организации образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Существенной составной частью права на образование представляет положение о том, что лица, достигшие своего совершеннолетия, имеют право выбрать образовательное учреждение и форму его получения. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со статье 5 Закона.

В то же время общедоступность образования для основной части населения страны нереальна без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что рассмотренные виды образования граждане имеют право получить бесплатно только впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, при утрате возможность работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно.

В целях реализации права граждан на образование, которые нуждаются в социальной помощи, государство полностью или частично выделяет средства на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым выделяется финансирование, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Конституционное право на образование реализуется в условиях свободы выбора: для обучающихся — уровня образования, образовательного учреждения, формы образования, для преподавательского состава — методик обучения, для образовательного учреждения — организационной структуры, формы управления, разработки учебных программ и другие. Такой вывод можно сделать и исходя из анализа действующего законодательства. Так в части 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» гарантирует светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках концепции светского государства, которым Россия провозглашает себя в статье 14 Конституции РФ. Светский характер образования основывается на свободе совести участников образовательного процесса.

Таким образом, образование можно оценивать как долгосрочный ресурс национального и регионального развития, который ориентирован на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня. Конституционное право на образование объявлено одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и является сложным по составу, включая в себя ряд относительно самостоятельных прав. В ряде случаев оно является одновременно и обязанностью получать (иметь) образование.

Читайте так же:  Розыск должника по алиментам

1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995. № 140;

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291;

3. Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. 2007;

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

5. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Электронный ресурс: [http://www.ozhegov.org/];

6. Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7598;

7. Указ Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991года // Ведомости СССР. 1991. № 47. Ст. 1123;

8. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) Ст.2.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

· Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

· Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

[2]

· Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

[1]

· Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

· Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

· Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Право ребенка на образование

Право ребенка на образование обеспечивается государством. При этом его возраст, социальный статус родителей и их наличие в принципе значения не имеет. Порядок реализации такого права устанавливается специальными нормативными актами. В них указано, что каждый ребенок должен получить общее образование. При этом родители могут выбирать формы обучения, учитывая мнение малыша. Участниками такого процесса являются дети, родители или лица, которые их заменяют, а также преподаватели.

Законодательные основы

Основным законодательным актом, который регулирует вопросы, связанные с обучением детей, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Он дал определения основным понятиям, таким как образование и его виды, воспитание, обучение, квалификация, образовательный стандарт, федеральные государственные требования, образовательная программа, обучающийся, образовательная деятельность и организация, педагогический работник, учебный план, практика, направленность, средства обучения и воспитания, адаптированная программа, качество процесса, конфликт интересов, присмотр и уход за детьми.

Также право на обучение закреплено и на международном уровне, в частности, Всемирной декларацией об образовании для всех и рамках действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей.

Право на обучение

Право на обучение закреплено на законодательном уровне. Это означает, что каждый ребенок, независимо от его возраста, пола, национальности и региона проживания имеет возможность получить образование. При этом его право не может быть ограничено чем или кем-либо. То есть доступность образования гарантируется каждому желающему.

Виды образования

Законодательством определены два больших вида образования. Каждый из них человек проходит на определенном этапе своей жизни.

Читайте так же:  Удерживание алиментов с премии

Первый – общее образование. Начальным этапом в данном случае является дошкольный уровень. Малыши проходят его ещё в детском саду. На указанном этапе они получают простейшие знания. При этом их уровень оценивается достаточно поверхностно. То есть от ребенка не требуется углубленных знаний в какой-либо области. Далее идет школьный уровень. Он делится на начальную, основную и полную части. Первая подразумевает окончание трех классов, вторая – девяти, третья – одиннадцати. С каждой частью объем знаний больше и требования жестче. Это обусловлено взрослением и развитием обучающегося.

Второй – профессиональное образование. В него входят среднее и высшее. Первое подразумевает получение знаний по определенной профессии. Второе – этим не ограничено. В высшем учебном заведении, помимо профессии, можно окончить ещё бакалавриат, специалитет и магистратуру, а также поднять свою квалификацию.

Способы реализации права

Способы реализации права на образование ребенка зависят от вида получаемого образования.

Дошкольное образование может начаться с возраста ребенка в два месяца, начальное – с шести с половиной лет и не позже восьми. Обязательным условием является отсутствие медицинских противопоказаний. Малыш может получать начальное образование и в более раннем возрасте. Для этого потребуется заявление родителей и решение учреждения образования. Законом определено, что правила приема в учебные заведения должны быть составлены таким образом, чтобы каждый желающий имел возможность воспользоваться беспрепятственно своим правом.

Прием в школы с углубленным изучением каких-либо предметов и ориентированные на предпрофессиональное обучение, например, спорт, искусство или культура, проводится только после оценки способностей, при условии отсутствия медицинских запретов.

На практике родители желающих должны представить документы на малыша и оформить письменное заявление. К сведениям, прилагаемым к обращению, отнесены: свидетельство о рождении, справка из медицинского учреждения, информация из образовательной организации, в которой раньше обучался ребенок.

Для получения профессионального образования потребуется аттестат, паспорт, справка о состоянии здоровья и заявление от кандидата на поступление. После этого проводится предварительное испытание знаний в форме тестирования. По результатам принимается окончательное решение.

Для зачисления желающих в среднее или высшее учебное заведение устанавливаются проходные баллы. Они зависят от количества претендентов на одно место по конкретной специальности. Для некоторых категорий существуют льготы на поступление.

Участники образовательного процесса

Участниками процесса образования являются обучающиеся, родители или заменяющие их лица, а также педагоги. Определения указанным категориям нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании».

Обучающийся

По сути, обучающийся – это человек, который осваивает программу образования в учебном заведении. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений по полу и возрасту. Также не имеет значения вид образовательной организации.

По этим причинам к обучающимся можно отнести:

  1. Воспитанников. Таковыми являются дети, посещающие дошкольные учреждения. При этом они могут и проживать в нем.
  2. Учащихся средних школ, гимназий и лицеев.
  3. Студентов и курсантов.
  4. Осваивающих программы бакалавриата, специалитета или магистратуры.
  5. Аспирантов. Ими являются обучающиеся по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  6. Адъюнктов. К ним отнесены те, кто проходит военную и приравненную к ней службу, в том числе в органах внутренних дел в адъюнктуре.
  7. Ординаторов. Таковыми являются выпускники высших медицинских учебных заведений, которые продолжают последипломное обучение.
  8. Ассистентов стажеров.
  9. Слушателей. Ими являются зачисленные на подготовительные отделения высших учебных заведений.
  10. Экстернов. Это лица, проходящие промежуточную и итоговую аттестацию.

Студентам предоставляется зачетная книжка и билет. Остальным обучающимся могут выдаваться справки. Например, в отношении школьников такие документы оформляются для бесплатного проезда в общественном транспорте.

К родителям отнесены, прежде всего, кровные родственники, которые являются таковыми по факту появления малыша на свет. Подтверждением в данном случае выступает свидетельство о рождение, которое выдается органом записей актов гражданского состояния.

В качестве родителей выступают и лица, заменяющие таковых. Это могут быть усыновители. То есть люди, которые на которых возложены обязанности по воспитанию малыша в официальном порядке. В качестве подтверждения будет выступать решение суда.

Ещё одними к одним из участников образовательного процесса отнесены педагоги. Таким работником является физическое лицо, которое заключило договор о трудовых отношениях с учреждением образования, включено в его штат и исполняет определенный круг обязанностей в части касающейся образовательной деятельности и воспитания подрастающего поколения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право такого характера можно обрести только при соблюдении ряда условий. Прежде всего, кандидат в педагоги должен иметь среднее специальное или высшее образование, которое соответствует требованиям квалификации. Далее такой факт должен быть подтвержден документально. То есть у претендента на руках должен быть диплом установленного образца. В завершении кандидат не должен иметь каких-либо ограничений. Сюда относятся не только запреты, обусловленные состоянием здоровья. Нередки случаи, когда к человеку за совершение правонарушения применяют меру воздействия в виде запрещения заниматься определенной деятельностью. Если это затронуло сферу образования, претендент на должность педагога назначен не будет.

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
  4. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Право ребенка на образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here