Права и обязанности налоговых органов перечень

Полезные знания на тему: "Права и обязанности налоговых органов перечень". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

      Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

      Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

          • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
          • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

          Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

          Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

          Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

          Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

          Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

          Налоговые органы России, их права и обязанности

          Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), которая входит в состав Министерства Российской Федерации. Ей подчиняются налоговые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

          В соответствии с НК РФ налоговые органы имеют следующие права:

          1) требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов;

          Читайте так же:  Неузаконенная перепланировка при покупке квартиры — риски и последствия

          2) проводить налоговые проверки;

          3) при проведении налоговых проверок производить выемку документов в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

          4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой налогов (сборов) либо в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях, связанных с исполнением налогового законодательства;

          5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика и налагать арест на его имущество;

          6) осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки;

          7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых или иных помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения дохода, либо в случаях непредставления налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых документов для расчета налогов или отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка;

          8) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать эти требования;

          [3]

          9) взыскивать недоимки, пени, штрафы;

          10) требовать от банков документы, которые подтверждают факт списания со счетов налогоплательщиков и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

          11) для проведения налогового контроля привлекать специалистов, экспертов, переводчиков;

          12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

          13) заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

          14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

          о взыскании недоимки, пеней, штрафов;

          [1]

          о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

          о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

          в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

          Налоговые органы обязаны:

          1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

          2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;

          3) вести учет в установленном порядке организаций и физических лиц;

          4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

          5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения налогового законодательства;

          6) сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и об их изменении, а также иные сведения, которые необходимы для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней, штрафов в бюджетную систему РФ;

          7) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения принятых решений и осуществлять зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в соответствии с НК РФ;

          8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать её сохранение;

          9) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и(или) требование об уплате налога и сбора;

          10) предоставлять по запросу налогоплательщика справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса налогоплательщика;

          11) осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;

          12) по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента;

          13) направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не погасил полностью недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления. Материалы направляются в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств.

          Налоговые органы несут и другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.

          Контрольные вопросы

          1. Что такое налоговая система?

          2. Основные этапы развития российской налоговой системы.

          3. Характеристика налоговой системы, действующей в Российской Федерации.

          4. Что такое классификация налогов?

          5. По каким признакам осуществляется общая классификация налогов?

          6. Какова классификация налогов Российской Федерации по принадлежности к уровню власти?

          7. Какие налоги являются важнейшими с позиции формирования доходов российской бюджетной системы?

          8. Как характеризуется российская налоговая система с точки зрения соотношения косвенного и прямого налогообложения?

          9. Из каких нормативных документов состоит налоговое законодательство Российской Федерации?

          10. Сроки введения в действие законов о налогах и сборах.

          11. Понятие налоговой политики.

          12. Цели налоговой политики.

          13. Формы налоговой политики.

          14. Субъекты налоговой политики.

          15. Инструменты регулирования налоговой политики.

          16. Состав налоговых органов России.

          17. Права налоговых органов России.

          18. Обязанности налоговых органов России.

          Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

          Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10072 —

          | 7513 — или читать все.

          185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

          Отключите adBlock!
          и обновите страницу (F5)

          очень нужно

          Права, обязанности и ответственность налоговых органов РФ

          В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право осуществлять следующие действия:

          Читайте так же:  Должен ли родитель платить алименты, если им оформлен отказ от ребенка

          1.Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Следует обратить внимание на то, что право требования распространяется не на любые документы, а только на те, которые ведутся по установленным формам. Требовать документы, для которых форма не установлена налоговые органы не вправе.

          2.Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (порядок установлен статьями 87, 88, 89, главой 26.4).

          3.Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. НК РФ не ограничивает перечень документов, которые могут быть изъяты при выемке, но они должны иметь отношение к предмету проверки. Порядок выемки документов установлен ст.94 НК РФ.

          4.Вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Можно отметить, что это право налоговых органов не подкреплено соответствующей обязанностью налогоплательщиков. В ст. 23 НК РФ говорится только об обязанности предоставлять информацию, но вызов и предоставление информации – это разные формы налогового контроля.

          5.Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном ст.76 и ст.77 НК РФ.

          Решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа. Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счёту, за исключением платежей, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций принимается в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налогов. Данное решение принимается только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

          Другим основанием для вынесения решения является непредставление налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, а также отказ от представления налоговой декларации налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем.

          Решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика. Данное решение подлежит безусловному исполнению банком.

          Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём представления налогоплательщиком налоговой декларации или документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога.

          Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией, плательщиком сбора-организацией, налоговым агентом-организацией в установленные сроки обязанности по уплате (перечислению) налога (сбора) и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанные лица предпримут меры, чтобы скрыться либо скрыть своё имущество. Арест имуществапредставляет собой действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Степень ограничения права собственности может быть различной, поэтому предусмотрено два вида ареста: полный и частичный. Полный арест – это такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Частичный арест – это такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа.

          Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем налогового органа в форме постановления, а арест производится с санкции прокурора.

          6.Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

          Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента установлен ст. 91 НК РФ, а осмотр помещений, территорий осуществляется в соответствии со ст. 92 НК РФ. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ.

          7.Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчётным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объекта налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

          8.Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

          9.Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.

          Порядок взыскания недоимки по налогам и сборам установлен ст. 45 НК РФ, а пени – ст.75 НК РФ. Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

          Читайте так же:  Стоимость оформления завещания на квартиру у нотариуса

          10.Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платёжных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

          11.Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

          Порядок привлечения специалиста установлен ст. 96 НК РФ, статус эксперта – ст. 95 НК РФ, участие переводчика регулируется ст. 97 НК РФ.

          12.Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

          Порядок дачи показаний свидетелем определён ст. 90 НК РФ.

          13.Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определённых видов деятельности.

          14.Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

          — о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

          — о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

          — о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

          — о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

          — о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

          — в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

          Налоговые органы несут также иные права, предусмотренные НК РФ.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Обязанности налоговых органов установлены ст. 32 НК РФ. Налоговые органы обязаны:

          1.Соблюдать законодательство о налогах и сборах;

          2.Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

          3.Вести в установленном порядке учёт организаций и физических лиц;

          4.Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчётности и разъяснять порядок их заполнения;

          5.Осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

          6.Соблюдать налоговую тайну.

          Налоговая тайна – любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

          — разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

          — об идентификационном номере налогоплательщика;

          — о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

          — предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

          7.Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога;

          8.При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

          Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами. Так, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (ст.78 НК); не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления (ст.80 НК); незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (ст.83 НК); осуществить поставку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство или уведомление о постановке на учёт (ст.84 НК).

          Права и обязанности налоговых органов осуществляются через права и обязанности должностных лиц. Должностными лицами налоговых органов являются руководящие работники и специалисты, которым в зависимости от занимаемой должности, квалификации и стажа работы в соответствии с действующим законодательством присваиваются классные чины.

          В соответствии со ст. 33 НК права и обязанности налоговых органов должны реализовывать в пределах своей компетенции должностные лица налоговых органов. Должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами, а также корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

          В соответствии с законом «О налоговых органах Российской Федерации» должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.

          Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

          Права и обязанности налоговых органов — Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений

          Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает в себя права и обязанности иных субъектов правоотношения, в частности налоговых органов.

          Налоговые органы вправе:

          [2]

          — требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

          — проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

          — производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

          Читайте так же:  Как определить размер алиментов если муж официально не работает

          — вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

          — приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ;

          — осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

          — определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений или территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

          — требовать от налогоплательщиков и иных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

          — взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

          — требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

          — привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

          — вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

          — заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

          Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

          — о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

          — о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

          — о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

          — о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды;

          — о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

          — в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

          Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

          Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

          На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков. Основные обязанности следующие:

          — соблюдать законодательство о налогах и сборах;

          — осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

          — вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

          — бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

          — осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

          — соблюдать налоговую тайну;

          — направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

          Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

          Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

          На должностных лиц налоговых органов возлагаются обязанности:

          — действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

          — реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

          — корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

          Структура и полномочия налоговых органов

          Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ в систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Положение о Федеральной налоговой службе уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

          Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача — формирование доходной части государственного бюджета (рис.2.3).

          Рис.2.3. Структура налоговых органов РФ

          Основными задачами, возложенными на ФНС, являются:

          – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

          – контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;

          – осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

          Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

          Читайте так же:  Какие нужны документы на раздел имущества после развода супругов

          Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования — средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня:

          1. федеральный уровень — ФНС;

          2. региональный уровень — управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;

          3. местный уровень — инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня, а также инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

          Персонал налоговых органов состоит из:

          – должностных лиц (начальники органов и инспекторы),

          – оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.)

          – вспомогательного состава (секретари, водители и др.).

          Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

          Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает (ст. 32 НК РФ):

          – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

          – обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов;

          – проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета;

          – передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

          – предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд;

          – осуществление и документальное оформление результатов налогового контроля;

          – регистрация и постановка на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

          — осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения (ст. 78, ст. 79 НК РФ).

          — взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и других распорядительных документов.

          Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции:

          – координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций;

          – аналитическая и статистическая обработка материалов;

          – разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства;

          – сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

          Работа налоговой службы осуществляется в тесном взаимодействии с:

          – органами внебюджетных фондов

          – органами государственного и хозяйственного управления регионом;

          – органами внутренних дел;

          – учреждениями банков, являющихся основными источниками информации о фактическом поступлении налогов, через которые проходят платежи.

          Для выполнения своих функций, налоговые органы наделены рядом полномочий и прав.

          Полномочия налоговых органов и их права(ст. 31 НК РФ):

          1. Полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения.

          — Издание нормативных актов регулирующих налогообложение (Министерство финансов РФ и ФНС), актов рекомендательного или методического характера (Управления в субъектах РФ)

          — полномочие по контролю за крупными расходами физических лиц;

          — полномочие по обследованию и осмотру практически любых помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения доходов.

          2. Права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога:

          — право на бесспорное списание сумм недоимок и пени,

          — право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.

          3. Права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета:

          — налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д.

          — полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеет право требовать от государственных органов и иных обязанных органов информацию о регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии со своей компетенцией (регистрации юридических лиц, граждан по месту жительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д. )

          Права в сфере осуществления налогового контроля:

          — проведения налоговых проверок (выездных и камеральных)

          — привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;

          — право вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым известны либо могут быть известны какие-то обстоятельства, необходимые для проведения налогового контроля;

          — право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок;

          — истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

          — проводить встречную проверку, которая заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.

          — право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

          4. Права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности.

          Налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения.

          Это, например, арест имущества либо приостановке операций по счету.

          Право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

          Источники


          1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.

          2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.

          3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
          4. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
          Права и обязанности налоговых органов перечень
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here