Права и обязанности детей

Полезные знания на тему: "Права и обязанности детей". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей

Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса РФ.

Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка, рассматривающей ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. В соответствии с этим документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, закрепив этот подход и в Семейном кодексе РФ.

Согласно закону ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Семейный кодекс разделяет права несовершеннолетних детей на личные неимущественные и имущественные.

К личным неимущественным правам ребенка относятся:

1. Право жить и воспитываться в семье. Одним из основных принципов семейного законодательства является защита права ребенка на семейное воспитание. Имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители. Обеспечение права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. Это право включает в себя также право ребенка знать своих родителей, право на их заботу, на обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства.

2. Право на общение с родителями и другими родственниками. Для полноценного воспитания детей необходим постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Общение ребенка с ними может осуществляться исходя из семейных, культурных, национальных традиций. Определяющим фактором здесь должно быть соблюдение интересов ребенка. Право на общение должно сохраняться и в случае расторжение брака родителей, раздельного их проживания.

3. Право на защиту. Непосредственно это право должно осуществляться родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. С другой стороны, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

4. Право ребенка выражать свое мнение означает, что ребенку, способному сформулировать свои взгляды, должна быть обеспечена возможность их выражать. Закрепление этого права подчеркивает, что в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Более того, в случаях, предусмотренных СК, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет (например, при усыновлении ребенка, изменении имени, отчества и фамилии ребенка и т.д.).

5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Согласно ГК РФ каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Это право реализуют родители (а при их отсутствии – заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке. Имя, отчество, фамилия ребенка индивидуализируют личность.

Каждый ребенок имеет право на достойный уровень жизни, который обеспечит его полноценное умственное, физическое, психическое, духовное, нравственное и социальное развитие. Такой уровень жизни достигается с помощью определенных финансовых затрат. Достойное содержание ребенка обязаны обеспечить его родители. На основании ст. 60 СК ребенок наделяется следующими имущественными правами:

1. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Родители осуществляют содержание ребенка в семье. Выполняя свой родительский долг, они тратят часть своего дохода на питание, одежду, лечение, образование и все другие потребности ребенка. Выполняют свой долг родители, как правило, добровольно. Обязанность родителей по содержанию детей имеется у родителей независимо от того, являются ли они дееспособными, трудоспособными, совершеннолетними или нет. Родители вправе заключить соглашение об уплате алиментов на содержание своих детей (например, если проживают раздельно, брак расторгнут). Если же родители (один из них) не предоставляет средства на содержание своего ребенка и отсутствует соглашение об уплате алиментов, то в соответствии с п. 2 ст. 80 СК средства на его содержание взыскиваются с родителей в судебном порядке. Размер взыскиваемых судом алиментов исчисляется в долях к заработку родителя: на одного ребенка – 1/4 заработка, на двух – 1/3, на трех и более – 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Виды заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание, определяются Правительством РФ [1].

При невозможности получения ребенком содержания от своих родителей он имеет право на алименты от других членов семьи: совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки. Полученные алименты, пенсии и пособия являются собственностью ребенка. Однако право распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит его родителям. Они обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка.

2. Право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Ребенок имеет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Эти возможности ребенка зависят от его возраста.

3. Право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном проживании по взаимному согласию.

Читайте так же:  Как начисляется налог на квартиру правила начисления и пример расчета

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные обязанности детей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

(по материалам сайта «Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников

справочник «Подросток и закон» http://tvoepravo.cipv.ru/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf)

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.

К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:

· Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

· Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

· Конституция Российской Федерации.

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» —основной акт о правах ребенка в России.

· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

· Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

· Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

· Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

· Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

За осуществление прав ребенка несут ответственность в первую очередь законные представители (родители, опекуны, усыновители), а так же все, кто с ним взаимодействуют.

Если права ребенка нарушаются необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением, либо к Уполномоченному по правам человека.

Основные обязанности детей

Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами.

С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:

— слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

— получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

В 14 лет добавляются следующие обязанности:

— иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

— работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21 ТК РФ);

Читайте так же:  Судебная практика по уменьшению размера выплачиваемых алиментов

— выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

— соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

С 16 лет юноши обязаны пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В 17 лету юношей появляются обязанности:

-встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

— пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 — 79)

Глава 12. Права и обязанности родителей

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.

>
Равенство прав и обязанностей родителей
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Права и обязанности несовершеннолетних

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

— Конвенция ООН о правах ребенка.

— Семейный кодекс РФ.

— Трудовой кодекс РФ.

— Гражданский кодекс РФ.

— Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

— Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

[2]

С рождения ребенок имеет права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

[3]

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

Видео (кликните для воспроизведения).

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
Читайте так же:  Отказ от квартиры в счет алиментов советы и нюансы

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Права и обязанности ребенка

Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности. Нельзя обходить вниманием и их обязанности – это помогает им стать ответственными людьми.

Фото: depositphotos.com

Конвенция о правах ребенка

Положение о том, что личности должно гарантироваться соблюдение ее прав, не подлежало сомнению в цивилизованных странах задолго до принятия в 1948 году Всеобщей декларации о правах человека. Но права ребенка как отдельной личности, во всем равной взрослому человеку, были продекларированы только в 1959 году, когда была принята Декларация о правах ребенка. Она сформулировала 10 принципов, обязательных для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения.

Основные положения Конвенции о правах ребенка:

Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией:

  • право на семью;
  • право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности;
  • право на равенство;
  • право на образование;
  • право на свободное выражение своих мыслей;
  • право на собственное мнение;
  • право на имя и на гражданство;
  • право на получение информации;
  • право на защиту от насилия и от жестокого обращения;
  • право на медицинское обслуживание;
  • право на отдых и на досуг;
  • право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.

Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, делает обязательным предоставление детям всей информации о правах личности. Они должны знать о своих правах, и начинать разговор стоит уже в дошкольном возрасте.

Долгое и скучное перечисление, скорее всего, не принесет положительных результатов. У детей есть защитное свойство психики не слышать то, что им неинтересно. Воспитание чувства собственного достоинства в каждой жизненной ситуации, умение решать проблемы с уважением к себе и окружающим гораздо больше даст для ребенка в отношении понимания его прав как личности.

Нарушения прав ребенка родителями

Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

  • Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
  • Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
  • Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
  • Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
  • Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
  • Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
  • Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;
  • Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
  • Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.

В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Начало разговора о правах и обязанностях детей

Началом разговора может быть частая ситуация с нежеланием маленьких детей делиться своими игрушками. В этом положении нужно построить общение так, чтобы оба ребенка поняли, что их право обладания своими игрушками не оспаривается. Одновременно следует показать, как важно уметь договариваться.

Первый конфликт из-за желания иметь не принадлежащую ребенку вещь можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и к его правам.

Сказки – помощники родителей

Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков.

Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав:

  • «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
  • «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
  • «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.

Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

Рисование и воспитание

Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.

Права и обязанности ребенка тоже можно иллюстрировать при помощи рисунков. Качество исполнения неважно, героями могут быть и животные, и люди, и растения. Нужно, чтобы родители ясно понимали то, что они хотят выразить при помощи рисунков.

Читайте так же:  Когда перечисляют детские пособия

Можно в простейшей форме показать на рисунках права личности, а также нарисовать круг обязанностей родителей и ребенка. Для дошкольника, не умеющего читать, это будет наглядно и интересно.

Игра как способ воспитания

Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.

Фото: depositphotos.com

Обязанности ребенка

Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать.

Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.

С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения.

Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.

Равенство в правах – равенство в обязанностях

Уважение в семье – одно из главных условий воспитания. Родители, стремящиеся подавлять волю детей даже из самых лучших побуждений, добьются только внешнего повиновения.

Знание о правах человека и ребенка — еще не значит их соблюдение. Взаимное уважение всех членов семьи, соблюдение прав не только ребенка, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослыми, но и детьми, — правила, которых нужно обязательно придерживаться.

Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи, начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих.

В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.

Статья опубликована в рубрике Воспитание ребенка

Перечень и краткий обзор прав и обязанностей ребенка в семье и школе в России

У любого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые устанавливаются на государственном уровне. Не все дети и родители знают о том, что им положено по закону и какая ответственность на них лежит.

Понятие обязанности обычно приписывается взрослым людям. Однако и у детей есть долг перед государством, своими родителями и школой, в которой они учатся. Обязанностей, закрепленных законодательно, у детей не так много, но исполнять их должны все несовершеннолетние.

Законодательство о правах и обязанностях ребенка в семье и школе

Права и обязанности ребенка закреплены в законодательстве:

  • Конвенция о правах ребенка принята ООН и поддерживается всем мировым сообществом (подробнее в статье: в каком году была принята Конвенция о правах ребенка?);
  • Конституция Российской Федерации устанавливает основные права и свободы всех граждан нашей страны;
  • Семейный кодекс РФ регулирует отношения внутри семьи, взаимодействие детей с родителями;
  • Гражданский кодекс содержит информацию о порядке усыновления несовершеннолетних;
  • Административный кодекс используется при ненадлежащем уходе и присмотре за ребенком;
  • закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • закон 273-ФЗ «Об образовании»;
  • другие нормативные документы.

Права и обязанности несовершеннолетних детей

У каждого ребенка есть права, нарушать которые не вправе ни один человек, в том числе и его родители. Они не зависят от того, живет ребенок в родной семье или в приемной. Они изложены в главе 11 СК РФ:

Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:

Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.

У детей есть и обязанности согласно закону:

  • по достижении 14 лет получить паспорт (подробнее в статье: какие права и обязанности появляются у ребенка с 14 лет?);
  • с 16 лет молодые люди обязаны начинать готовиться к военной службе, а с 17 лет встать на воинский учет;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • соблюдать требования законодательства.

Требования, которые предъявляются к несовершеннолетнему в стенах родного дома, зависят от его родителей. Они устанавливают правила совместного проживания, когда каждый член семьи приносит свою пользу. Главное, чтобы эти установки не нарушали права ребенка, закрепленные в законе.

Долг каждого ребенка по отношению к своим родителям:

  • уважительно и заботливо относиться, дорожить их мнением;
  • поддерживать порядок и чистоту в своей комнате, соблюдать гигиену жилища;
  • помогать вести домашнее хозяйства, по необходимости выполнять бытовые поручения.

Родители в свою очередь должны:

  • ценить и уважать достоинство своего ребенка;
  • дать все необходимое для нормального роста и развития – тепло и любовь, одежду и вещи, полноценное питание;
  • разрешать видеться с кровным родителем, который не проживает с ним, если тот не лишен родительских прав, а также с родственниками с его стороны;
  • организовать обучение в школе, дополнительные занятия в свободное время;
  • представлять интересы несовершеннолетнего в любых инстанциях;
  • проводить регулярно медицинские обследования и вовремя посещать врача.

Парадоксально, но дети, то есть лица, не достигшие совершеннолетия, тоже могут быть родителями. Они обладают дополнительными правами. Права и обязанности несовершеннолетних родителей содержатся в статье 62 СК РФ:

[1]

Конечно, это не полный, краткий перечень прав и обязанностей ребенка, которые он имеет дома. Так, после достижения совершеннолетия дети обязаны содержать своих престарелых родителей, когда они становятся нетрудоспособны.

Детям определен срок обучения в школе – с 6 до 17 лет. Организация поступления в школу, обеспечение всем необходимым и помощь в занятиях ложатся на плечи родителей.

Читайте так же:  Может ли при разводе один из родственников потребовать возврата денег на основании незаконного обога

При обучении школьник должен придерживаться тех правил, которые установлены в Уставе общеобразовательного учреждения. Обычно от ученика требуют:

  • уважать старших, здороваться при встрече;
  • ходить на все уроки, не прогуливать;
  • выполнять все положенные задания;
  • на уроке соблюдать тишину, не заниматься посторонними делами;
  • отвечать на вопрос по требованию учителя;
  • приходить в школу в надлежащем виде, ухоженным и аккуратным;
  • не употреблять алкогольные и наркотические вещества, не курить;
  • беречь школьное имущество;
  • не причинять вред своему или чужому здоровью.

Какие именно требования предусмотрены в школе, несовершеннолетнему должны разъяснить его родители, педагоги и другие сотрудники образовательной организации. В случае невыполнения требований на рассмотрение администрации школы может быть вынесен вопрос об исключении учащегося.

Безусловно, ребенок обладает правами и в стенах школы:

  • не подвергаться опасности во время пребывания в учебном заведении;
  • заниматься в помещениях, соответствующим всем принятым нормативам по освещенности, температуре, чистоте и пр.;
  • иметь время на отдых между занятиями и специально отведенное время для приема пищи;
  • знать свои оценки и получать необходимую информацию по всем предметам от педагогов;
  • получать объективную оценку своих знаний;
  • пользоваться уважением к себе со стороны сверстников и педагогов;
  • пользоваться консультацией штатного психолога по необходимости;
  • посещать свободно школьные мероприятия и библиотеку.

Защита прав ребенка и последствия их нарушения

Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего? Основные угрозы:

  • унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
  • невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
  • психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
  • эксплуатация детского труда;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
  • оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
  • разлучение со своими кровными родителями без решения суда.

Все эти ситуации влекут за собой правовые последствия. Некоторые особо тяжкие случаи приводят к уголовной ответственности и лишению прав на ребенка. Сюда относятся:

  • нанесение физических повреждений, избиения;
  • нарушение половой неприкосновенности;
  • отсутствие продуктов питания для ребенка;
  • принуждение к распитию алкоголя и употреблению токсических веществ;
  • вовлечение в преступную деятельность.

Другие, менее серьезные нарушения приводят к административным мерам (штраф):

  • уклонение родителями от выплаты средств на содержание своих детей;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, больницы, садика или другого учреждения, куда тот был помещен;
  • ненадлежащее исполнение родителями своих законных обязанностей.

В отдельных случаях уклонение от уплаты алиментов может подвести нерадивого родителя под уголовную статью. Достаточно ли штрафа, или для исправления алиментщика необходимо ограничение свободы, решает суд.

Суд может постановить временно ограничить родителей в правах на детей. В этом случае дается полгода на исправление недочетов, которые выявила проверка органами опеки и попечительства при выезде на место проживания семьи. О лишении родительских прав говорится в ст. 69–74 СК РФ: (подробнее в статье: лишение родительских прав по статье 69 СК РФ)

Все граждане нашей страны, в особенности некоторые категории работников – медики, учителя и пр., – должны сообщать в компетентные органы о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних. Заметив, что ваши соседи или знакомые жестоко обращаются с собственными детьми, поставьте в известность об этом соответствующие государственные структуры, которые возьмут на себя защиту прав ребенка (подробнее в статье: защита прав и интересов детей в России).

Куда можно обратиться самому ребенку, когда он попал в сложную жизненную ситуацию, или лицам, обнаружившим ущемление его законных интересов:

  • в органы опеки и попечительства своего района;
  • к социальному педагогу или школьному психологу;
  • в полицию, к своему участковому;
  • в органы прокуратуры;
  • к уполномоченному по правам ребенка вашего региона (подробнее в статье: функции и обязанности уполномоченного по правам ребенка);
  • по специальному телефону доверия.

Когда ребенку или его имуществу причинен вред, родители вправе обратиться в суд для взыскания морального и материального ущерба. Причин для этого может быть много: унижение достоинства, клевета, распространение тайны личной жизни, порча или кража имущества и пр.

Ответственность детей за невыполнение обязанностей

Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

  • хулиганство;
  • распитие алкоголя;
  • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

  • с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
  • с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
  • с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
  • с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.

Источники


  1. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  2. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
Права и обязанности детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here