Органы местного самоуправления в системе власти иерархия муниципальных органов власти

Полезные знания на тему: "Органы местного самоуправления в системе власти иерархия муниципальных органов власти". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Структура органов муниципального управления

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такое разграничение органов местного самоуправления с системой органов государственной власти не исключает местное самоуправление из системы общегосударственного управления.

Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления включает в себя:

  • -представительный орган муниципального образования;
  • -главу соответствующего муниципального образования;
  • -местную администрацию;
  • -контрольные органы муниципального образования;
  • -иные органы местного самоуправления.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Представительный орган муниципального образования является законотворческим, формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Депутаты представительного органа избираются тайным голосованием населения муниципального образования. Из числа депутатов выбирается председатель представительного органа. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Вопросы, обсуждаемые в рамках заседаний, готовятся структурами представительного органам, их количество варьируется в зависимости от размеров муниципального органа, а также от объема решаемых задач. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

  • -7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
  • -10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • -15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • -20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • -25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • -35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Следует отметить, что представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Наименование представительного органа определяется уставом соответствующего муниципального образования. Это может быть Дума, Комитет, Совет, Собрание. В свою очередь основные структурные подразделения должны быть закреплены в каждом представительном органе муниципального образования. В компетенции представительного органа муниципального образования входит:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  • 4) принятие программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Депутаты, формирующие представительный орган избираются на 4 года. Состав не может быть изменен в течение текущего созыва. Они не имеют права работать в государственных органах власти, состоять членом управления коммерческой организации, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением творческой, научной и педагогической, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, может избираться путем голосования или выбираться из состава членов представительного органа. Он не возглавляет представительный орган, но может контролировать его деятельность. В частности он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключения делаются только для органов местного самоуправления с численностью населения менее 1000 человек. Контроль и отчетность за его деятельностью находится в компетенции представительного органа.

К занятию данной должности предъявляются следующие требования — это должен быть гражданин РФ не моложе 21 года и проживающий не менее трех лет на территории соответствующего муниципального образования. К основным сферам деятельности главы муниципального образования относится планирование развития территорий муниципального образования, организация работу местного бюджета, определение структуры администрации, осуществление контроля за деятельность местной администрации и др..

Главой местной администрации является глава муниципального образования или лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, заключаемое по результатам конкурса на замещение данной должности. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района утверждаются представительным органом муниципального района, для главы местной администрации поселения — соответствующим представительным органом поселения в части, затрагивающей реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления региональными и федеральными законодательными актами.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Администрация готовит ежегодный отчет по итогам своей деятельности и направляет его в представительный орган муниципального образования на утверждение. Также основными функциями местной администрации являются:

  • -разработка проектов бюджета, программ социально-экономического развития муниципального образования;
  • -исполнение бюджета;
  • -обеспечение функционирования муниципального жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, муниципальных учреждений, образовательных структур, учреждений здравоохранения и культуры, других муниципальных учреждений;
  • -распоряжение и управление муниципальной собственностью.

Местная администрация, по сути, исполняет распоряжения представительного органа. Сама структура администрации формируется главой муниципального образования по утверждению представительного органа. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений.

Контрольные органы местного самоуправления формируются путем муниципальных выборов или в отдельных случаях представительным органом. Это контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. Результаты проверок данных органов должны быть обнародованы.

Муниципальное управление выступает первичным уровнем публичной власти в стране и наиболее приближенно к населению. Это легитимная форма организации местных групп граждан для управления общественными и частично государственными делами с учетом их потребностей и условий существования.

Таким образом, эффективность государственного управления во многом зависит от сотрудничества государственных органов власти с органами муниципального управления. В частности взаимодействие необходимо по таким вопросам как: установление минимальных государственных социальных стандартов, выступающих важными условиями развития человеческого потенциала территории; правовые вопросы реализации государственных полномочий, переданных на уровни муниципалитетов; четкое разграничение взаимоотношений местного уровня управления общественными и государственными делами и государственными делами с региональным и федеральным уровнем и др.. До сих пор по ряду вопросов компетенция муниципалитетов федеральным законодательством четко не обозначена. Например, не урегулирован вопрос с финансированием полномочий в регистрации граждан по месту жительства. К компетенции органов местного самоуправления это не относится. Однако на практике муниципальные образования данную функцию выполняют, затрачивая средства местных бюджетов.

Читайте так же:  Льготная очередь в детский сад

Система органов местного самоуправления (стр. 1 из 3)

1. Понятие «Орган местного самоуправления»

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131 – ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения. Отсюда следует два вывода.

Во – первых, органы местного самоуправления наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования или его частим являются основными субъектами в системе местного самоуправления. При этом в силу того. Что органы местного самоуправления формируются на основе волеизъявления населения, граждане считаются первичными субъектами местного самоуправления, а органы – вторичными.

Во – вторых, поскольку местное самоуправление – одна из форм осуществления народом своей власти, то все органы местного самоуправления (как выборные так и не выборные) должны приобрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную с проявлением воли граждан на выборах. Значит другими (не выборными) органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими свои полномочия на муниципальных выборах.

Именно эти две возможности формирования органов местного самоуправления – непосредственно на выборах или путем образования представительным органом – отражены теперь в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ. В статье 2 этого закона органами местного самоуправления называются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как видим, в этом определении указан еще один важный признак – самостоятельность органа в виде наличия у него собственных полномочий по решению вопросов местного значения. В процитированной статье 2 ничего не сказано о том, каким образом должно происходить наделение собственными полномочиями, но в статье 34 об органах местного самоуправления содержится ключевое положение о том, что все органы (обязательные, необязательные и иные) должны быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Если обратиться к положениям статьи 44 об уставе муниципального образования, то увидим, что в уставе обязательно следует определить:

· наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления,

· структуру и порядок их формирования.

· основания и порядок прекращения полномочий,

· подотчетность и подконтрольность.

Следовательно, чтобы структурная единица в поселении получила статус органа местного самоуправления. В уставе поселения для неё должны быть установлены все названные выше параметры.

Исключение составляют вновь созданные муниципальные образования. Правовой статус органов местного самоуправления в них может быть установлен не в уставе, а в ином нормативно-правовом акте, например в решении местного референдума. Важно, что бы перед формированием каждого органа (перед выборами или наделением полномочий иным способом) этот статус был ясен для голосующих жителей или депутатов представительного органа.

Еще одним признаком органом местного самоуправления является их организационная обособленность из системы органов государственной власти. Так, в части 4 статьи 35 Федерального закона № 131- ФЗ повторена конституционная норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения структурной единицы, входящей в систему муниципального управления поселения, к органу местного самоуправления этого поселения:

· Орган сформирован путем избрания населением поселения на муниципальных выборах. Либо избрания депутатами из своего состава (для главы муниципального образования) либо образован представительным органом поселения;

· орган указан в уставе как входящий в структуру органов местного самоуправления;

· в уставе поселения определены наименование органа, порядок его формирования, собственная компетенция, подотчетность. Подконтрольность и другие вопросы организации и деятельности органа, позволяющие ему принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и участвовать тем самым в решении вопросов местного значения поселения;

· орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов;

· не предусмотрено, что формирование органа, назначение его должностных лиц происходит органами и (или) должностными лицами органов государственной власти (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий).

Таким образом, не любые структурные единицы или должностные лица. Участвующие в решении вопросов местного значения, можно считать органами местного самоуправления. Например, депутатская комиссия, отраслевой департамент, бюджетное учреждение, управление, межведомственные рабочие группы и тому подобные структуры, как правило, не имеют правового статуса местного самоуправления. Эти структуры не обладают самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения, их полномочия производны от полномочий иных органов, в состав которых данные структуры входят. Полномочия данных структур установлены не уставом муниципального образования, а иными нормативными актами, например положениями об органах, в состав которых эти структуры входят, и положениями о данных структурах.

В практической деятельности муниципалитетов бывали случаи, когда документы и решения, подписанные руководителем комитета по управлению муниципальным имуществом, созданного и действующего как подразделение местной администрации, были признаны судом не имеющими юридической силы из-за отсутствия правого статуса органа местного самоуправления у данного комитета.

Важно, чтобы статус органа местного самоуправления получили те организационные структуры в системе местного самоуправления данного поселения, которые созданы для принятия самостоятельных решений, касающихся непосредственно граждан, общественных объединений, субъектов хозяйственной деятельности, а также органов публичной власти, то есть любых физических или юридических лиц, находящихся на территории этого поселения.

Для малых поселений может быть достаточно, чтобы статус органа имели глава поселения, местная администрация и представительный орган, а также контрольный орган, в том числе единоличный (например, ревизор), при условии его формирования. Несмотря на то, что названные органы могут состоять из структурных единиц, созданных с целью обеспечения деятельности этих органов, подготовки проектов и их решений, сами решения будут принимать и подписывать органы, в полномочиях которых это входит согласно уставу поселения.

Для более крупных поселений, а также муниципальных районов и городских округов статус органа местного самоуправления могут получить также финансовый орган, комитет по управлению имуществом, территориальные подразделения местной администрации, созданные в отдельных населенных пунктах данного поселения или района и другие органы. Такие органы будут относиться к категории иных в структуре органов метисного самоуправления данного муниципального образования. Компетенция каждого из них должна быть зафиксирован в уставе, тогда они будут в праве сами принимать и подписывать решения в рамках своей компетенции.

Читайте так же:  Что будет, если не вступить в наследство в течение 6 месяцев

2. Понятие «Структура органов местного самоуправления»

Это понятие введено в юридическую практику статьёй 131 Конституции РФ в таком контексте: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Участие населения в определении структуры органов местного самоуправления есть проявление учета исторических и иных местных традиций, а также конкретных сложившихся в поселении условий по организации «своей» власти. Местные традиции, как известно, отличались в разных частях России. Можно было созывать казачий круг или сход, избирать городского главу или совет старейшин.

Реализация права граждан на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления может происходить с использованием двух механизмов:

· Прямое волеизъявление на местном референдуме (муниципальном образовании с численностью населения 100 человек – на сходе граждан);

· Опосредованное волеизъявление через выборных лиц (депутатов представительного органа), которые разрабатывают структуру органов, фиксируют её в проекте устава муниципальных образований, хотя изменение структуры органов местного самоуправления может потребоваться и в процессе муниципального управления при изменении внутренних или внешних условий функционирования данного муниципального образования.

При использовании термина «структура органов местного самоуправления» важно не сужать его содержания до простого перечня органов. К сожалению, в Федеральном законе № 131-ФЗ термин «структура органов местного самоуправления» четко не определен, а в некоторых положениях употребляется как перечень органов. Например, согласно положению ч.6 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ в решении о структуре органов местного самоуправления, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

На самом деле структура органов в поселении считается определенной, если в уставе поселения установлено:

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (ст.ст. 34 — 42)

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

>
Органы местного самоуправления
Содержание
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ

  • В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 66-67

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, са­мо­стоя­тель­ное (в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва) осу­ще­ст­в­ле­ние на­се­ле­ни­ем сво­ей пуб­лич­ной вла­сти по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния.

    Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в решении проблем развития муниципальных образований

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 17.11.2014 2014-11-17

    Статья просмотрена: 8328 раз

    Библиографическое описание:

    Варфоломеев А. Г. Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в решении проблем развития муниципальных образований // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/78/13604/ (дата обращения: 19.11.2019).

    От взаимоотношений местного самоуправления и системы государственной власти зависит эффективность управления государственными и общественными делами [2].

    В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие их с органами местного самоуправления и его должностными лицами в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения социально-экономических, политических, духовных проблем развития субъекта РФ [6; 7; 8]. Взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, обеспечение жизненных интересов населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов [1; 5].

    Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества. Центральные и местные органы власти включены в сложную систему взаимоотношений, в которой акцент делается на взаимное влияние. Политические процессы в центре и на местах тесно взаимосвязаны. Модель взаимодействий характерна для России, но, реализуя ее на практике, необходимо учитывать и особенности российского законодательства, и особенности становления новой российской государственности и муниципальных образований [3; 4].

    Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

    — правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления;

    — разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления;

    — дальнейшее разграничение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления;

    — обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;

    — содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций;

    [1]

    — защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

    Рис. 1. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

    Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут осуществляться в различных формах:

    — принятием законов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления;

    — заключением договоров и соглашений;

    — созданием координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.

    В практике взаимоотношений государственных органов власти и органов местного самоуправления существует множество проблем.

    Наличие у муниципальных образований собственных финансовых средств является важной гарантией и условием самостоятельности местного самоуправления. Без финансового наполнения институт местного самоуправления будет являться чисто декларативным, безжизненным. Поэтому большое значение должно отводиться совершенствованию финансовой сферы. Опыт деятельности муниципальных образований в России показывает, что в рамках одноуровневой системы местного самоуправления решить проблемы финансового обеспечения деятельности муниципалитетов невозможно. Поэтому необходимо определить вопросы местного значения в законе, предоставив муниципальным образованиям право их детально раскрыть в своих уставах и подробно на законодательном уровне их перечислить.

    Важнейший метод, с помощью которого государственная власть может регулировать деятельность органов местного самоуправления — это законодательное регулирование, где вмешательство органов государственной власти в детали сведены к минимуму. Это так называемый «дистанционный» контроль. Когда соответствующие законы приняты, органы местного самоуправления могут действовать по собственному усмотрению до тех пор, пока они остаются в рамках закона.

    Особое значение во взаимоотношениях центральных и местных органов власти имеет контроль центральных властей над местным управлением. Необходимость государственного контроля обосновывается, в частности, тем, что многие функции местных властей, по своей сути, носят общенациональный характер.

    В настоящее время наиболее рациональным представляется такой подход в решении проблем развития муниципальных образований, в соответствии с которым местное самоуправление будет рассматриваться как институт гражданского общества, осуществляющий свою деятельность в тесной взаимосвязи с государством.

    Читайте так же:  Алименты на ребенка принятый новый закон и ожидания

    1. Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие // М.: КНОРУС, 2009. 336 с.

    2. Вопросы региональной экономики // монография / Юрьев В. М., Андросова С. А., Вертакова Ю. В., Воробьева В. Г., Колесниченко Е. А., Кузьбожев Э. Н., Муратов А. М., Сергиенко Я. В., Смирнов М. А., Согачева О. В., Шутилина С. Ю. // под науч. ред. В. М. Юрьева / Том III. Направления стабилизации функционирования региональных социально-экономических систем. Тамбов, 2009. 446 с.

    3. Петрищева И. В. Компаративный анализ состояния малого и крупного бизнеса в Курской области: основные тенденции // Микроэкономика. 2009. Т. 7. С. 238–245.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4. Петрищева И. В. Концепция устойчивого развития малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях // Экономика. Управление. Право. 2010. № 10. С. 14–16.

    5. Симоненко Е. С., Кононов А. А. Сущность и возможный отраслевой состав многоотраслевых комплексов региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7–2. С. 117–120.

    6. Согачева О. В. Совершенствование управления региональной социальной инфраструктурой // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Курск, 2009. 24 с.

    7. Согачева О. В., Варфоломеев А. Г. Эффективное управление социальным развитием региона // В мире научных открытий. 2014. № 1.2 (49). С. 980–1000.

    8. Согачева О. В., Плохих Е. А. Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области) // Молодой ученый. 2014. № 18.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

    Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

    Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

    К органам местного самоуправления относятся:

    представительный орган муниципального образования;

    глава муниципального образования;

    местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

    контрольный орган муниципального образования;

    иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

    Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

    Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

    принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

    утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

    [3]

    принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

    Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

    [2]

    Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации по представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, органичения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

    Читайте так же:  Оценка автомобиля для наследства

    В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

    Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

    издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

    совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

    Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

    Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

    Органы исполнительной власти и местного самоуправления (стр. 1 из 6)

    1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти

    Орган исполнительной власти — это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства.

    Основная задача органов исполнительной власти — осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

    В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

    Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательные органы творят законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Органы исполнительной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты – акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.

    Органы исполнительной власти обладают общими родовыми признаками:

    · представляют собой автономные части государственного аппарата;

    · это организованный коллектив людей;

    · коллектив имеет юридическое оформление (устав, структура, система);

    Читайте так же:  Как делится имущество при разводе, если есть несовершеннолетний ребенок

    · осуществляют государственные функции от имени и по поручению государства;

    · выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени;

    · обладают собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями;

    · несут ответственность перед государством за свою деятельность;

    · их положение, структура и деятельность регламентирована правом;

    Таким образом, орган государственного управления (исполнительной власти) — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, выполняющий публичную функцию, структура и деятельность которого регламентируется нормами права.[1]

    Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, образуются вышестоящими органами, они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти, имеют постоянные штаты, их образование и структура регламентированы административным правом.

    Необходимо подчеркнуть, что все эти признаки взаимосвязаны. Органам исполнительной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание.

    В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков:

    1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.

    2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие: а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа; б) его структуру; в) его линейную и функциональную подчиненность.

    3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

    Классификация органов исполнительной власти:

    По характеру компетенции:

    Органы общей компетенции — несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Это правительство, администрация субъектов федерации.

    Органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство подведомственными отраслями.

    Органы межотраслевой специальной компетенции (это обычно государственный комитет и др.) — органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба.

    Органы внутриотраслевой компетенции.

    По территориальному масштабу деятельности.

    Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением.

    1. Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это министерства, правительство, государственные комитеты и т.д.

    2. Органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта.

    В автономных образованьях, городах федерального значения исполнительная деятельность осуществляется соответствующей администрацией. Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, окружные, отраслевые и специальные органы. Также существуют межтерриториальные органы исполнительной власти, их деятельность может охватывать территории нескольких субъектов.

    3. Местные органы исполнительной власти.

    По порядку решения вопросов :

    Коллегиальные органы. Они обсуждают и разрешают подведомственные вопросы, имеющие важное значение — коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение принимается большинством, в сочетании с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.

    Единоначальные органы. Правительство, министерства и государственные комитеты. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместители, консультанты.

    В зависимости от организационно-правового положения:

    2. Консультативные — статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.

    По организационно правовым формам:

    1. Правительство РФ; правительство в субъектах, городах федерального значения; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д.

    2. Федеральные министерства.

    3. Государственные комитеты.

    4. Федеральные комиссии.

    5. Федеральные службы.

    6. Агентства и иные органы.

    2. Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её построения

    Согласно общепринятому определению под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними[2] .

    Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ в порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты Правительства РФ, аппараты органов исполнительной власти субъектов Федерации.

    Что же касается исполнительной власти, то на эту ветвь государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлено Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. Поэтому вопрос об устройстве исполнительной власти является одним из важнейших в формировании эффективной российской государственности. Первоочередное внимание при этом уделяется поиску оптимизированных структур исполнительной власти и их взаимоотношения, правильному определению компетенции каждого её органа и должностного лица, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации и ответственности всех государственных служащих.

    Источники


    1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.

    2. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

    3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
    4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
    Органы местного самоуправления в системе власти иерархия муниципальных органов власти
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here