Налоговые ставки и порядок расчета земельного налога

Полезные знания на тему: "Налоговые ставки и порядок расчета земельного налога". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Земельный налог в 2019 для юридических лиц

Правовые акты, регулирующие порядок налогообложения

Налоговый платеж за землю юридическими лицами оплачивается по месту нахождения участка, то есть в местный бюджет. Соответственно, правила, по которым рассчитывается налог на землю 2019 для юридических лиц, устанавливаются не только НК РФ, но также и законами, издаваемыми местными органами власти. В главе 31 НК РФ прописаны общие правила налогового администрирования:

  • объект обложения;
  • налогоплательщики;
  • максимальная ставка;
  • порядок расчета;
  • сроки предоставления отчетности.

Местные власти наделены правом устанавливать дифференцированную ставку платежа и сроки его перечисления.

Налоги на строения на земельном участке 2019 взимаются в соответствии со статьями 30 и 32 НК РФ. То есть они облагаются налогом на имущество. Введение иных сборов пока не планируется, что неоднократно разъяснял Минфин (Письмо от 27.06.2018 № 03-05-06-01/44126).

Земельный налог: сроки оплаты 2019

Сроки перечисления устанавливаются законодательными актами муниципалитетов. При этом они не должны быть ранее даты предоставления налоговой декларации. Пунктом 3 статьи 398 установлено, что декларация предоставляется организациями в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Платеж может перечисляться организацией один раз в год либо в местном законе может быть предусмотрено перечисление авансовых платежей. Чтобы узнать, в какие сроки уплачивается налоговый сбор в вашем регионе, необходимо обратиться к законодательству муниципального образования.

Земельный налог: авансовые платежи, сроки уплаты 2019 в городах федерального значения
Муниципальное образование Закон Сроки перечисления
годового платежа авансовых платежей Санкт-Петербург 617-105 от 23.11.2012 10 февраля 2019 года Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом Москва 74 от 24.11.2004 1 февраля 2019 года Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом Севастополь 81-ЗС от 26.11.2014 1 февраля 2019 года Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом

Земельный налог: ставка 2019

Ставки, так же как и сроки перечисления, устанавливаются местными властями. Они могут устанавливать дифференцированные ставки для разных видов деятельности или статуса организации. Но в любом случае ставки не могут превышать те, которые установлены в статье 394 НК РФ . Для организаций это:

  • 0,3 % — для участков сельхозназначения, жилищного фонда, земель ЖКХ, личных подсобных хозяйств, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 % — в отношении иных участков.

Также могут быть местным законодательствам установлены налоговые льготы.

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге
Ставка Вид земель, размещаемые объекты
0,01 Жилищный фонд, инфраструктура ЖКХ Многоэтажные и подземные гаражи 0,03 Сады, скверы, парки, пляжи 0,04 Ветучреждения, крытые спорткомплексы без трибун 0,042 Для личного подсобного, дачного хозяйства Рыбное хозяйство, стоянки транспорта 0,06 Для объектов образования, соцобеспечения, физкультуры и спорта, больничных учреждений 0,1 Объекты культуры и искусства, религиозные объекты 0,3 Сельскохозяйственного назначения Для оздоровительных целей 0,4 Для рекреационных целей, размещение аттракционов, аквапарков 0,42 Стоянки индивидуального легкового автотранспорта 1,4 Гостиницы 1,5 Прочие

Расчет земельного налога 2019 для юридических лиц

Налоговый платеж за землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого участка исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который производится расчет ( статья 391 НК РФ ). Изменение стоимости в течение года не влияет на расчет налогового платежа.

Размер платежа за землю к перечислению за год определяйте по формуле:


[/stextbox]

Юридическое лицо определяет налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Для этого можно воспользоваться открытыми данными, размещенными на сервисе «Публичная кадастровая карта». Поиск участка удобнее всего производить по кадастровому номеру. По результатам поиска будут получены следующие сведения об участке:

  • адрес места нахождения;
  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • назначение.

Декларация по земельному налогу 2019

Организации, являющиеся плательщиками налогового платежа на землю, обязаны предоставлять в ИФНС налоговую декларацию. На сегодняшний день действует форма, утвержденная Приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected] ( с учетом изменений, внесенных приказом ФНС от 30.08.2018 N ММВ-7-21/[email protected]).

Предоставляется отчетность один раз в год. Срок — до 1 февраля 2019 года. Сдать ее необходимо в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Как рассчитать налог на землю

Земельный налог, как принцип взимания платы за пользование страной (территорией), имеет многовековую историю. Смысл его существования состоит в том, чтобы не только государству получать плату за ресурс, который, в общем, должен принадлежать всем в равной мере, но и стимулировать (или наоборот не стимулировать) развитие экономики, инвестиций, в том числе и через строительство.

Нынешнее российское государство ничем не отличается от своих аналогов в мире и сравнительно недавно решило привести правовую базу взимания налога на землю в соответствии с мировыми стандартами. Это стало для многих граждан РФ некоторой неожиданностью, так как пришлось осознать, что земля имеет вполне рыночную стоимость также как автомобили, еда или одежда. И за все нужно платить.

В этой статье будет рассказано об основных моментах, связанных с начислением, формой уплаты налога, кто и какими льготами обладает при его взимании, как рассчитать налог на землю и какие государство предусмотрело санкции для тех, кто осмелится усомниться в том, что земля принадлежит государству и за нее нужно платить.

Налог на землю для физических лиц: правовая база

Правовая платформа, на основе которой осуществляется определение налоговой базы, круга плательщиков (юридических лиц и граждан) и порядок взимания (оплаты) состоит из трех уровней нормативных документов.

Читайте так же:  Распоряжение имуществом как реализовать право собственности

Первый уровень представляет Налоговый Кодекс РФ. Его статьи, содержащиеся в гл.31, определяют статус налога на землю как прямого, местного налога, который в полном объеме поступает в местные бюджеты. Его ставка устанавливается местными муниципальными законодательными органами власти.

Второй уровень нормативных актов представлен федеральными законами, так или иначе определяющими порядок взимания, начисления земельного налога.

В частности, следует обратить внимание на такие документы, как Федеральный закон ФЗ 307 «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ», ФЗ 284 «О внесении изменений в ст. 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ» ФЗ 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Этими тремя законами установлен фактически режим начисления и администрирования налога на землю по кадастровой стоимости (или рыночной).

Согласно положениям этих нормативных актов, размер ставки по налогу на землю составил в 2015 году 1% , в 2016 году – 1.5% , с 2017 года ставка равна 2% от полной стоимости имущества на рынке.

Третий уровень представлен законодательными документами муниципалитетов в форме принятых положений о земельном налоге местными законодательными органами власти (городские думы, муниципальные советы).

Кто обязан уплачивать налог на землю

Налоговыми плательщиками, согласно НК РФ, а также других подзаконных актов, признаются организации и обычные граждане, обладающие правом на землю. Причем это право собственности имеет документальное подтверждение в виде свидетельства о регистрации права собственности, оформленное соответствующими органами Российского реестра. В отношении физических лиц также существует норма (ст. 389 НК РФ), по которой они являются налогоплательщиками за землю в том случае, если она им принадлежит на праве бессрочного пользования и пожизненного наследственного владения.

Порядок исчисления налоговой суммы

В общем порядке налоговые органы определяют налоговую ставку (базу) налога, исходя из нормативных требований ст. 390, 391 НК РФ. Согласно этим нормам, для определения исчисления и оплаты налога на землю существуют такие параметры как налоговая база, процентная ставка и метод (порядок) расчета.

Налоговая база

Под налоговой базой при исчислении налога на землю в НК РФ понимается площадь земли и ее рыночная стоимость. Основой определения стоимости земли налоговыми органами служит статистическая обработка массива данных по сделкам с недвижимостью и земельными участками в пределах данного региона. При этом учитывается спрос и предложение на рынке, формирование рыночных цен на определенные категории земель. На основании таких данных формируется система КС, носящей название «удельный показатель КС» или УПКС, имеющий размерность в руб. на кв. м.

[2]

При этом УПКС зависит от большого количества факторов:

  • Физические;
  • характеристики местоположения;
  • характеристики окружения (близость к зонам рекреации, водным объектам, остановкам общественного транспорта и др.);
  • характеристики территории населенного пункта – социально-экономические показатели.

С учетом этих фактов составляются таблицы специальных коэффициентов для расчета конечной кадастровой стоимости, как это, например, приведено на картинке выше. Такие таблицы с поправочными коэффициентами составляются налоговыми органами как для каждого региона, области, так и для отдельных населенных пунктов или городов с учетом специфики их социального статуса и географического положения.

Процентная ставка

Процентная ставка устанавливается федеральным законодательством или специальными постановлениями Правительства РФ, например, для особых экономических зон или ТОР (территорий опережающего развития). Муниципальные органы управления, в лице их представительных органов, могут самостоятельно увеличивать ставку налога или уменьшать ее в пределах своей компетенции. Например, налог на землю в Московской области может быть уменьшен на сумму до 10 000 рублей, для определенных местным законом категорий граждан и организаций. На текущий момент ставка налогообложения составляет 2% от определенной КС.

Базовая формула расчета

Для практической задачи определения земельного налога, включая и налог на землю для физических лиц, по тому или иному участку используется стандартная методика (Методические указания №39, выпущенные в 2007 г.) определения кадастровой стоимости, которая определяется по формуле:

КС = УПКС·П, где

  • УПКС – удельный показатель КС, руб./м2;
  • П– площадь земельного участка, м2

При этом необходимо понимать, что в соответствии с нормами, содержащимися в ФЗ№ 117. 05.08.2000 г., исчисление налога для гражданских лиц осуществляется налоговыми органами, а для юридических лиц сумма начисляется собственными силами организации.

Льготы при расчете налога

Налогоплательщики имеют определенный ряд льгот, которые распределены среди полномочий различных уровней власти страны.

Федеральные

К федеральным льготам, которые связаны с оплатой налога на землю, относятся следующие.

Для физических лиц

  • лица, являющиеся Героями России, Советского Союза и лица приравненные к ним;
  • инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства;
  • лица, принимавшие участие в ликвидации радиационных аварий, а также подвергшиеся радиоактивному заражению (облучению);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественно войны;
  • ветераны труда;
  • социальные группы, приравненные к малочисленным народам, проживающие в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Для юридических лиц

Для организаций, в том числе и для коммерческих компаний, федеральным законодательством также предусмотрено немало льгот по земельному налогу. Так, от уплаты налога освобождаются земельные участки:

  • принадлежащие федеральным органам управления, государственным организациям и их подразделениям;
  • земля, имеющая правовой статус природоохранной территории, заповедников, водоохранных зон, исторических и культурных памятников;
  • земля, принадлежащая культурным, научным и прочим организациям, занимающиеся научной и культурной деятельностью, имеющей значение для всей страны.

Также определенные льготы по уплате налога на имущество, включая и земельные участки, имеют адвокатские ассоциации, сообщества инвалидов, благотворительные организации.

На муниципальном, городском уровне властями могут быть введены определенные льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков. Такие льготы вводятся в действие муниципальными нормативными актами.

Для физических лиц

Для граждан муниципальные (региональные) власти могут устанавливать льготы или перечень тех, кто не платит налог на землю:

  • лиц имеющих статус почетных граждан города;
  • для семей, являющихся многодетными;
  • для воспитанников детских домов.
Читайте так же:  Детские пособия с 1 февраля

Отдельный вопрос связан с тем, платят налог на землю пенсионеры или нет? Дело в том, что федеральное законодательство передало полномочия по этому вопросу в сферу компетенции местных или региональных властей, т.е. льготы по налогу на землю для пенсионеров могут быть профинансированы региональным бюджетом в случае, если у него есть на это средства или он получает часть их из федерального фонда как субвенцию.

Для юридических лиц

Для юридических лиц местными органами власти также могут устанавливаться определенные льготы (в пределах их полномочий). Так, в частности, могут быть предоставлены льготы для:

  • муниципальных компаний коммунального обслуживания, энергетики и природопользования;
  • для муниципальных социальных учреждений – школ, детских садов;
  • для частных компаний, выполняющих определенную социальную задачу в рамках муниципалитета, например, для частных детских садов, для местных ветеринарных клиник, лечебных учреждений, курортных зон, туристических баз, детских лагерей.

Каждое такое льготное налогообложение устанавливается соответствующим нормативным актом, а в некоторых случаях предоставление льгот тем или иным коммерческим организациям может решаться с помощью референдума поселения.

Примеры расчетов налога на землю

Для представления того, как на практике работает схема расчета земельного налога как для физических, так и для юридических лиц, ниже приведено несколько несложных примеров расчета.

Для юридических лиц

Поскольку юридические лица обязаны сами определять размер уплачиваемого ими земельного налога, данная схема реализуется следующим образом.

[1]

Например, у компании имеется 10 га земли, используемой как складская площадка для хранения контейнеров. Кадастровая оценка земли составляет 20 000 000 руб. Соответственно при ставке налога в 2 % общая сумма его составит 20 000 000 х 2 100= 400 000 рублей.

Для физических лиц

Для физических лиц существует схема определения налога на земельный участок, исходя из его площади умноженной на единицу налога (с учетом кадастровой стоимости для конкретного населенного пункта).

[3]

Например, если имеется участок, используемый например, для жилой застройки площадью в 12 соток (1200 кв. м.), и ставка налога равна 5 руб. за кв. м, то итоговая сумма налога составит всего 6000 рублей.

По кадастровой стоимости

Для физических лиц также существует простая методика расчета налога по кадастровой стоимости участка.

Например, имеется участок земли используемой для сельскохозяйственных нужд размером 1 га. Его кадастровая стоимость составляет 1 000 000 руб. С учетом категории применяется понижающий коэффициент 0.3. Ставка налога 1.5%. Таким образом, налог на данный земельный участок составляет: Налог=КС 1.015 х 0.3= 15000 х 0.3 = 5000 рублей.

Сроки уплаты налога

Общий срок уплаты налога на землю составляет 30 дней с момента получения налогоплательщиком соответствующего уведомления от налоговой службы (п.6 ст.58 НК РФ). До дня получения такого уведомления при всех прочих обстоятельствах у налогоплательщика обязанность уплаты не возникает. Уведомление направляется как почтовым отправлением, так и лично, с подписанным уведомлением о его получении адресатом. Таким образом, срок, с которого начинается отсчет времени, когда оплата налога на землю физических лиц становится обязательной, исчисляется с момента получения уведомления от налоговой службы в независимости от того, сколько времени понадобилось почте или курьерской службе налогового ведомства доставить письмо до нужного адресата.

Ответственность за просрочку платежа

Ответственность за неуплату наступает в момент окончания срока, отведенного для его уплаты, т.е. 30 дней с момента получения уведомления. Если налог на землю не оплачен в отведенной законом период, у ФНС возникает право в течение 30 дней обратиться в суд (мировой или арбитражный) для принудительного взыскания налога с должника. Кроме этого, налогоплательщик за каждый день просрочки обязан платить пеню или штраф. Размер пени составляет 1300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату начисления налога.

В случае неуплаты суммы налога, а также начисленных пеней и штрафов, налоговый орган по месту жительства гражданина или собственника земельного участка, в соответствии со ст. 48 НК РФ подает прошение в суд о наложении ареста на имущество должника и принудительного взыскания суммы через ФССП или судебных приставов.

В качестве заключения остается отметить, что, несмотря на относительную несложность расчета налога на землю, все же следует иметь в виду, что даже в пределах одного города, населенного пункта коэффициенты, применяемые налоговыми органами, могут отличаться в несколько раз. Поэтому при выборе того, где построить дом или купить участок под бизнес следует принимать во внимание фактор кадастровой стоимости. В противном случае не учет этого момента может привести к неприятным неожиданностям, когда сумма налога станет для налогоплательщика трудноразрешимой проблемой.

Земельный налог: плательщики, объект налогообложения, ставки, порядок исчисления

Земельный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы земельных участков.

Земельный налог является местным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге .

Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:

  • ставки налога в пределах, опрделенных ст. 394 НК;
  • порядок и сроки его уплаты;
  • могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Иные элементы данного налога (в том числе объект , база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).

Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог .

Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).

Читайте так же:  Что делать, если организация не выплачивает алименты

Наосновании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).

Ставки земельного налога (статья 394 НК)(по состоянию на 01.09.2014)

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и согласно статье 394 НК не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8830 —

| 7545 — или читать все.

Ставка земельного налога

Видео (кликните для воспроизведения).

Знание законодательства, в том числе налогового, важно для каждого гражданина, так как его несоблюдение влечет за собой негативные последствия. Кроме того, требования законы склонны к регулярным изменениям. Пользование землей в Российской Федерации платное. Это могут быть либо выплаты арендодателю, либо земельный налог в пользу государства. Для того чтобы планировать свои затраты на выплату соответствующего сбора, собственники земельных угодий должны иметь представление о том, что представляет собой ставка земельного налога, которая представляет собой процент от кадастровой стоимости земли и закладывается в основу расчета итоговой суммы, необходимую для перевода на счет налоговой инспекции.

Каким образом ставка земельного налога влияет на его итоговый размер?

В первую очередь следует обозначить, что земельный налог выплачивается как частными лицами, так и организациями в то случае, если в собственности имеется земельный участок. Отметим, что тех, кто используется землю на условиях аренды, данный налог не затрагивает.

Порядок расчета, по которому определяется размер выплачиваемого земельного налога, достаточно прост и понятен. Разработана специальная формула, которая представляет собой произведение трех величин:

  • стоимость рассматриваемого земельного участка исходя из данных, которые взяты из кадастра (представляет собой произведение цены одного квадратного метра земли и общей площади участка);
  • доля собственника в общем праве (если имеет место долевая собственность, то пропорционально, а в случае с совместной собственностью на каждого гражданина приходится равная доля от общей суммы обязательств);
  • налоговая процентная ставка – устанавливается для каждого региона отдельно местным законодательным актом.

Данная формула расчета может быть дополнена еще одной переменной – коэффициентом владения земельным участком. Его применение необходимо в том случае, если рассматриваемый объект налогообложения находился в собственности гражданина в течение срока, который составляет меньше времени, чем полный налоговый период (календарный год). Для его определение берется число полных месяцев владения земельным участком и делится на 12 (количество месяцев в полном налоговом периоде).

Информация о том, сколько составляет кадастровая стоимость того или иного клочка земли, выдается по письменному запросу в соответствующем государственном органе – Росреестре. Стоит отметить, что для упрощения процедуры с недавнего времени введен удаленный сервис, который выполняет аналогичные функции – так называемые кадастровые карты.

Сколько составляет ставка земельного налога?

Влияющая на земельный налог ставка в 2019 году может отличаться в зависимости от региона местоположения объекта. Однако имеются общие правила, установленные на федеральном уровне и одинаковые для всех территории Российской Федерации. На земельный налог для физических лиц ставка не может превышать 1,5% для подавляющего большинства земельных участков. Отдельно выделены категории земель, которые попадают под действие сниженной процентной ставки по налогу, верхний предел которой установлен на уровне 0,3%. Она установлена для следующих категорий земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • используемых для ведения личного хозяйства, в качестве садов, огородов, загородных дач.

В силу того что данный налог относится к категории местных сборов, представители региональной власти имеют возможность снизить размер налоговой ставки в отношении отдельных категорий земельных угодий. Как правило, роль играют такие факторы как:

  • категория земли;
  • пользование земли для разрешенного назначения;
  • местоположение.

Важно отметить, что для некоторых групп плательщиков ставка налога приравнивается к нулю.

Чтобы упростить проведение налогоплательщиком самостоятельных расчетов налоговая служба разместила на своем официальном сайте специальный налоговый калькулятор. Он направлен на расчет приблизительной суммы земельного налога, которую необходимо будет заплатить. В данном случае определяется ставка земельного налога кадастровой стоимости, поэтому для корректной работы сервиса необходимо ввести кадастровый номер интересующего объекта.

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости

Начнем с того, что из всех категорий налогоплательщиков – организаций, ИП и физических лиц – самостоятельно рассчитывать сумму земельного налога должны только организации. И граждане, и предприниматели (последние, напомним, также относятся к физическим лицам), уплачивают земельный налог на основании уведомлений, полученных от ИФНС (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Читайте так же:  Как можно прописаться в снт

Юридические лица становятся плательщиками земельного налога, как правило, после приобретения в собственность земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ). Сведения о том, что компания купила землю, попадут в инспекцию по месту нахождения участка от органа Росреестра (п. 4 ст. 85 НК РФ). Так что самой организации уведомлять об этом налоговиков не придется.

Налог и авансовые платежи по нему

Земельный налог относится к местным налогам. И порядок его уплаты во многом определяется местным законодательным актом. Так, им устанавливается необходимость уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 397 НК РФ). Организации должны платить авансы по земельному налогу, если на местном уровне определены отчетные периоды по земельному налогу – I, II, III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ) – и установлены сроки уплаты авансов. Если же отчетные периоды в местном законе не прописаны, значит, компании в данном муниципальном образовании не обязаны платить авансовые платежи, а должны уплатить только налог по окончании года.

Порядок расчета налога и авансовых платежей

Земельный налог рассчитывается по формуле (п. 1 ст. 396, ст. 390 НК РФ):

Налог = Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января года х Ставка налога.

Ставки устанавливаются также на местном уровне. Их максимальные пределы ограничены НК РФ с учетом категории земель. Так, к примеру, в отношении земель сельскохозяйственного назначения ставка должна быть в пределах 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Авансовый платеж по налогу считается как его «квартальная величина». То есть:

Авансовый платеж = Сумма налога х ¼

Если организация уплачивает в течение года авансовые платежи, то она должна уменьшить на них сумму налога за год (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Если же земельным участком компания владеет не весь год, то сумму налога она считает пропорционально периоду владения. Для этого нужно определить, сколько полных месяцев участок был в собственности организации в течение календарного года.

Как полный месяц учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ):

  • месяц покупки земли, если право собственности на нее оформлено до 15 числа месяца;
  • месяц продажи земли, если право собственности на покупателя оформлено позднее 15 числа месяца.

Пример расчета земельного налога и авансовых платежей

Организация 22 января 2018 года приобрела в г. Балашиха Московской области земельный участок для размещения коллективных гаражей, кадастровая стоимость которого равна 9 430 270 руб. Число полных месяцев владения земельным участком в 2018 году составит 11 месяцев. Ставка налога установлена в размере 0,75%. Определим сумму авансовых платежей и земельного налога.

Авансовый платеж за I квартал:

9 430 270 руб. х 0,75% х 1/4 х 2/3 = 11 788 руб.

Авансовый платеж за II квартал:

9 430 270 руб. х 0,75% х 1/4 = 17 682 руб.

Авансовый платеж за III квартал:

9 430 270 руб. х 0,75% х 1/4 = 17 682 руб.

9 430 270 руб. х 0,75% х 11/12 = 64 833 руб.

Налог за год к уплате: 17 682 руб. (64 833 руб. — 11 788 руб. — 17 682 руб. — 17 682 руб.)

Расчет земельного налога: основные правила и конкретные примеры

Исполнение налоговых обязательств является обязанностью каждого субъекта, в отношении которого они установлены, вне зависимости от его типа или категории. В частности, различные группы лиц, владеющих земельными участками, являются обязательными плательщиками соответствующего земельного налога. Особенности его расчета, а также основные способы, которые при этом используются, и конкретные примеры будут рассмотрены далее более подробно.

Основные способы расчета

Земельный налог представляет собой обязательный сбор в местный бюджет, который устанавливается в отношении некоторых категорий собственников земельных участков. Как и в отношении большинства остальных видов налога, рассматриваемый можно рассчитать при помощи следующих основных способов:

В этом случае плательщик производит все расчеты самостоятельно, без использования каких-либо специальных средств (разве что только калькулятора). Делается это по установленной формуле и в соответствии с данными, которые должны иметься у плательщика.

При помощи онлайн-калькулятора

В этом случае расчеты осуществляются автоматически, при помощи специальных

калькуляторов, которые размещены на отдельных сайтах в сети интернет. В зависимости от конкретного типа инструмента пользователю может потребоваться как введение всех данных (в частности, точной ставки), так и указания лишь общей информации (месторасположения участка и категории земли).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В последнем случае ставка будет выбрана автоматически.

Кроме этого, в режиме онлайн можно не только рассчитать необходимую к уплате сумму, но и сформировать на ее основании платежный документ (платежное поручение). В частности, такая функция доступна в специальном разделе на официальном сайте ФНС.

Ниже представлен удобный онлайн-калькулятор, который поможет вам определить размер налога:

Особенности и примеры расчетов для разных ситуаций

Базовым способом определения суммы земельного налога является его расчет вручную, по установленной формуле. Стоит рассмотреть несколько примеров проведения расчетов для данного показателя как в обычной ситуации, так и при наличии определенных особенностей:

Стандартные условия расчета

Базовая формула земельного налога (ЗН) выглядит следующим образом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

КС — это кадастровая стоимость земельного участка, выступающего объектом налогообложения, а П — налоговая ставка, установленная для него местными представителями законодательной власти.

Стоит рассмотреть порядок вычислений на основании таких данных:

В этом случае величина налога составит:

ЗН = 213 000 * 0,8% = 1704 руб.

Поскольку никаких других дополнительных данных в этой ситуации нет, итоговая сумма к уплате в бюджет составит 1704 руб.

Читайте так же:  Три причины оформить карту домашняя

Определение налога за неполный налоговый период (год)

Предположим, что в рассматриваемом выше примере участок был приобретен плательщиком в течение налогового периода, например, 11 мая. В такой ситуации заплатить налог он обязан будет с учетом корректирующего коэффициента, который составит:

К = 8/12 = 2/3 (или 0,66666667)

Для расчетов в данном случае берется количество месяцев в году, в течение которых собственник фактически владел землей (в данном случае оно равно 8), и общее количество месяцев в году. При этом месяц, в котором земля была приобретена, в расчетах все равно учитывается полностью, независимо от точной даты проведения сделки (то есть это может быть как 1, так и 31 мая). Величина налога в данном случае составит:

ЗН = 213 000 * 0,8% * 2/3 = 1136 руб.

Таким образом, за 8 месяцев владения собственником участком он заплатит за него в бюджет земельный налог на сумму 1136 руб. Аналогичная ситуация будет и с расчетами при продаже земли в течение года.

Расчет налога за неполный месяц

В этом случае порядок вычислений ничем не будет отличаться от ситуации, рассмотренной в предыдущем примере, поскольку конкретная дата и полнота месяца на это никак не влияют.

Кроме этого, на порядок расчета земельного налога могут оказывать влияние и некоторые другие дополнительные факторы:

  • наличие у плательщика определенных льгот (в частности, позволяющих несколько снизить налоговую базу);
  • изменение кадастровой стоимости участка в течение налогового периода (в отдельных случаях при этом налог пересчитывается сразу после документального закрепления соответствующих изменений);

Например, при наличии у плательщика налоговой льготы в виде снижения базы на 10 тыс. руб. расчет налога для нашего примера будет выглядеть следующим образом:

ЗН = (213 000 – 10 000) * 0,8% = 1624 руб.

Таким образом, экономия на налоговом платеже составит 80 руб. (1704 – 1624 руб.). Более серьезная скидка может быть предусмотрена, если льгота будет представлена в другой форме (например, в виде скидки 50% на уплату налога), что может быть установлено местными законодательными актами. В таком случае ЗН будет снижен вдвое и составит 852 руб. (1704 руб. * 50%).

Также сумма налога будет иной в ситуации, когда земля находится в общей совместной или долевой собственности.

Например, если в нашем примере участок будет принадлежать двум гражданам в долях 1/3 и 2/3, то величина налога для каждого из них составит:

ЗН1 = 213 000 * 0,8% * 1/3 = 568 руб.

ЗН1 = 213 000 * 0,8% * 1/3 = 1136 руб.

В ситуации, когда конкретные доли участка не выделены, считается, что он принадлежит собственникам в равных частях (то есть по ½ доли для каждого из них). Поэтому распределение налога также будет равным, то есть его величина будет одинакова для обоих собственников и составит 852 руб. (1704/2). Такой способ позволяет максимально справедливо распределить налоговые обязательства между всеми владельцами недвижимости.

Вам необходимо узнать как купить землю по кадастровой стоимости у администрации? Тогда наша статья вам поможет!

Необходимо составить дополнительное соглашение к договору аренды? В нашей статье вы можете скачать образец и прочитать полезные советы по оформлению.

Как правильно продлить договор аренды? Узнайте об этом здесь.

Особенности расчетов для юридических и физлиц

Главным и наиболее существенным отличием в расчетах налога для таких категорий плательщиков, как физические и юридические лица, является тот факт, что только представители последней группы должны производить их самостоятельно.

Что касается физических лиц, то в отношении них такая обязанность не установлена, за них все расчеты производятся сотрудниками ИФНС.

Причем данная особенность касается всех без исключения физ лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей. В отношении последней категории плательщиков обязанность по самостоятельному установлению налога была отменена относительно недавно (с 2016 года), что фактически приравняло их к обычным гражданам.

Кроме этого, для земельных участков некоторых типов, принадлежащих физическим лицам, может быть установлен дополнительный корректирующий коэффициент. В частности, это распространяется на участки, на которых осуществляется строительство (кроме ИЖС). Данный коэффициент является повышающим и составляет 2 и 4, в зависимости от срока строительства (менее и более трех лет соответственно).

Также определенные отличия есть и в порядке уплаты налога — физ лица делают это

один раз в году и единым платежом, а юридические — вносят авансовые платежи ежеквартально в течение налогового периода (если иное не установлено местными законодательными актами). Также в отношении последней категории плательщиков установлена обязанность по сдаче специальной отчетности в ИФНС (декларации), от чего граждане и ИП полностью освобождены.

Таким образом, очевидно, что при расчетах земельного налога не должно возникнуть никаких особых трудностей или спорных моментов. Однако обязательным условием для этого является наличие у плательщика всех данных, которые используются при этом. Значительно упросить эту процедуру и сэкономить время поможет использование специальных автоматизированных инструментов (в частности, онлайн-калькуляторов), с помощью которых расчеты будут более точными и надежными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники


  1. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  2. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  4. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
Налоговые ставки и порядок расчета земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here