Кому подчиняются судьи иерархия судов

Полезные знания на тему: "Кому подчиняются судьи иерархия судов". Здесь собрана вся тематическая информация. Прочитав статью Вы найдете ответы на все вопросы. Если не можете найти ответ или хотите уточнить, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Кому подчиняются судьи: иерархия судов

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

[3]

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Кому подчиняются мировые судьи.

Никому — это принцип судебной власти=

Независимость судей — при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Если стоит вопрос об обжаловании — то в следующую инстанцию — районный суд.

Похожие вопросы

адвокат Шевченко Ольга Павловна:

председателю районного суда

юрист Арестов Константин Павлович:

Никому они не подчиняются. А подаются апелляционные и частные жалобы на решения и определения мирового судьи в районный суд.

Судебная система и правовой статус судей в РФ

Закон «О статусе судей в РФ» 20.01.2003

Статья 1. Судьи — носители судебной власти

1. Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судьи –лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Читайте так же:  Регистрация брака без торжественной церемонии

5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц.

Проводились суд-правовые реформы в СНГ, 1991 – концепция суд. реформы РФ, 1993г – костит. РФ-зареплено место суда и роль в системе гос. механизма. Судеб. власть в РФ осущ-ся посредством Костит.,градж, админис.,уголовного закон-ва+ принципы несменяемости, неприкосновенности судей, участие присяжных, финан-ния из фед. бюджета. В отличии от Констит. РБ здесь сформулир-ны требования к кандидатам в судьи, полном, порядок формир-я Конст. суда, Верх. и Высшего арбитраж.суда.

1997г-федеральный констит-ный закон «о судеб. системе РФ»

С учетом гос. устройства РФ суды делятся на 2 вида: федеральные(1) и суды субъектов РФ(2).

(1)относятся: — Констит. Суд РФ; — Верх .суд РФ, верх. суды республик, краевые и обл. суды, суды городов федер. Значения, автоном. области и автономных округов, районные суды, военные (их система строится по террит. признаку; Военная коллегия Верх. судаРФ-осущ-ние надзора за суд. деят-тью вон.судов ) и специализ-е суды, состав-щие систему федер. Судов общей юрисдикции; — Высший Арбитражный судРФ, федер. арбитр. суды округов(их 10 шт.,действуют в кач. суда кассац-ой инстанции и по вновь откр… ), арбитр. суды субъектов РФ (нижшее звено. Рассм-ют дела в кач. суда 1-й и аппеляц. инстанции, а также по вновь …), сост. систему федер. арбитр. судов (образованы в 1991г; Высший арб.суд-разрешение экон. споров и иных дел). Задачи арбит. судов: защита прав и законных интересов субъектов хозяйст. в сфере предприн. и иной экон. деят-ти.

(2) констит-ые(уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, кот. счит-ся судами общей юрисикции субъектов РФ.

Еще дейст. Третейские суды,кот. создаются по соглашению сторон-участников спора.

Констит. Суд РФ:рассм-е дел о констит-сти норм. актов и мн договоров; рассм-е дел по жалобам о нарушении констит. прав и свобод граждан; толкование Конст-цииРФ. Судьи назнач. Советом федер. по представ. президента, не менее 40лет, безупр. репутация, юр. стаж не менее 15 лет, выс. квалиф-я., до 70лет.

Верх .суд РФвысший суд.орган по гражд., угол, администр.делам; рассм-ет впределах своей компетенции дела в кач. суда 2 инстанции; дает разъяснения по вопросам судеб практики.Структура: пленум (разъяснение по вопросам применения закон-ва при рассм-нии ими судеб. дел вцелях обеспечения единства суд. практики), президиум (на заседаниях утвер-ся составы судеб. коллегий и секретарь пленума, состав науч-консульт. Совета, заслуш-ся отчеты о работе коллегий; рассм-ет дела в порядке назора и по вновь открывш-ся обстоят-вам, оказание помощи нижест-м судам в прав. применении закон-ва), судеб. коллегия по гражд. делам (рассм-ют дела по 1-й и 2-ой(кассац.) инстанциям, в порядке надзора и по вновь откр. обстоят-вам, их решения обжалованию и опротест-ю в кассац. порядке не подлежат и м.б. пересмотрены только! в порядке надзора или по вновь… в президиуме Верх.суда), суд. кол-я по угол, в составе кот. имеется кассационная палата (здесь рассм-ся кассац.жалобы и протесты на приговоры суда присяжных); военная коллегия, аппарат суда(состоит из управлений, отделов и др.структ. образований; изучает судеб. практику, анализ судеб. статистики ), обеспеч. работу суда; кассац. коллегия для проверки решений и приговоров Верх судаРФ.

Первым и осн. звеном суд. системы РФ общей юрисдикции явл. районные суды-в кач. суда первой инстанции, а также 2-й в отношении мировых судей(здесь рассм-ся все гражд. дела, больш-во угол., дела об админ-ых правонаруш-ях).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

Читайте так же:  С кем остается ребенок при разводе

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

[2]

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

[1]

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Судебная система Российской Федерации

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предложен ещё в XVII.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Читайте так же:  Образец заявления для развода через загс

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Извлечение из Федерального конституционного закона, устанавливающего структуру судебной системы, принципы её функционирования

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 05.02.2014)
«О судебной системе Российской Федерации»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Читайте так же:  В каких случаях больничный не оплачивается

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом . Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом .

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Судебные инстанции: определение, виды, сущность и особенности

Суд или его подразделение, которое в установленном порядке осуществляет рассмотрение дел, является судебной инстанцией. Каждая из этих структур имеет определенные полномочия, в соответствии с которыми может быть определена их иерархия и подчиненность.

Понятие судебной инстанции

Судебные инстанции — это суды, которым отводится определенная роль в общей судебной системе государства. В рамках своей юрисдикции они могут рассматривать иски или же определять степень законности решений, вынесенных судами более низких инстанций. Стоит отметить, что Конституционный суд — это высшая судебная инстанция, а потому его решения являются окончательными и не могут быть обжалованы или пересмотрены.

Стоит четко разделять понятия судебных звеньев и инстанций. Первые представляют собой систему соответствующих учреждений, которые находятся на равном положении. Вторые же имеют значительные различия в полномочиях.

Судебные инстанции РФ

В каждом государстве разработано собственное судебное законодательство. Применительно к Российской Федерации можно говорить о существовании следующих инстанций:

  • первая судебная инстанция (или суд первой инстанции) — производит первичное рассмотрение дел и выносит решения по ним;
  • вторая судебная инстанция — производит рассмотрение апелляций по решениям первой в тот период, пока они еще не вступили в свою силу;
  • кассационная — определяет законность и правомерность решений, вынесенных первой и второй инстанциями, уже вступивших в силу (не касается существенной составляющей дела и не рассматривает доказательства);
  • надзорная — обладает правом проверки законности вступивших в силу решений кассационной службы;
  • суд по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассматриваемых дел.

Первая инстанция

Суду первой инстанции предоставляется право рассмотрения исков по существу. К их полномочиям относится изучение доказательств, определение виновных лиц и меры наказания, полное или частичное удовлетворение исковых требований (или полный отказ).

В судебном процессе принимают участие обе стороны конфликта. Если дело касается гражданского производства, то это истец и ответчик. В случае с уголовными преступлениями речь идет о сторонах защиты и обвинения. Процедура рассмотрения дела в суде достаточно сложная. Для начала идет подготовка, а после — следствие в соответствии с имеющимися сведениями и доказательствами. Следующим этапом можно считать судебные прения, в ходе которых каждая из сторон приводит аргументы в свою пользу. Конечным этапом является вынесение решения по делу.

Читайте так же:  Как правильно узаконить уже сделанную перепланировку квартиры – пошаговая инструкция

Суды первой инстанции рассматривают дела впервые. Тем не менее в законодательстве предусмотрены некоторые случаи и ситуации, когда дела возвращаются на повторное рассмотрение, не передаваясь в вышестоящие службы. Решение, вынесенное первой судебной инстанцией, может быть обжаловано любой из сторон процесса.

Задачи первой судебной инстанции

Судебные инстанции первого порядка в своей деятельности осуществляют реализацию следующих задач:

  • защита прав и свобод граждан, определенных законодательными актами;
  • осуществление правосудия в установленном порядке;
  • проведение судебного процесса и вынесение окончательного решения на объективной, независимой и беспристрастной основе;
  • вынесение справедливых наказаний за правонарушения с целью предупреждения совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем;
  • формирование в обществе атмосферы уважения к законодательным нормам.

Вторая инстанция

Суды второй инстанции также носят название апелляционных. В их полномочия входит проверка законности решений и приговоров, вынесенными нижестоящими службами. В сроки, установленные законом, пока решение суда еще не вступило в силу, любая из сторон иска может обратиться с апелляцией в том случае, если вердикт оказался неудовлетворительным или неправомерным, на их взгляд.

Особенностью апелляционных судов является то, что они фактически заново проводят расследование и изучение доказательств. По результатам заседания предыдущее решение может оказаться неизменным, может быть скорректировано, а может и вовсе быть отменено. До того времени, как решение второй судебной инстанции не вступит силу, сторонами конфликта может быть подана новая апелляционная жалоба.

Приговор первой инстанции может быть отменен при наличии ряда условий:

  • несоответствие выводов и доводов, указанных в приговоре, обстоятельствам дела, выявленным в ходе повторного рассмотрения;
  • противоречие законодательству или же нарушение судебной процедуры;
  • неправильная или искаженная трактовка статей нормативно-правовых актов;
  • несоответствие степени наказания тяжести преступления.

Стоит отметить, что апелляцию может подать не только ответчик (сторона защиты), но также и истец (сторона обвинения).

Функции апелляционных инстанций

В ходе своей деятельности апелляционные судебные инстанции выполняют три основные функции:

  • первая заключается в проверке законности и правомерности принятых решений;
  • вторая функция — это координация и контроль работы первой инстанции;
  • защита прав и свобод всех сторон судебного производства.

Кассационная инстанция

В круг полномочий кассационных судебных инстанций входит рассмотрение жалоб относительно дел, решение по которым уже вступило в действие. Может определяться законность приговоров не только первой, но также и апелляционной категории. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены следующие решения:

  • отмена приговора ввиду его неправомерности или несоответствия нормам закона (здесь речь может идти о полном прекращении дела, дополнительном расследовании или же о его повторном проведении);
  • вынесение принципиально нового приговора или решения по делу (в связи с вновь открывшимися обстоятельствами или же переквалификацией);
  • внесение частичных изменений в постановление суда;
  • решение суда низшей инстанции может быть оставлено без изменений.

Надзорная инстанция

К полномочиям судебной надзорной инстанции стоит отнести проведение в установленном законом порядке проверки законности и состоятельности решений, принятых теми или иными органами и уже вступивших в действие. Надзорное производство характеризуется некоторыми особенностями:

  • рассматриваются решения, которые уже вступили в свою законную силу;
  • помимо решений судов первой инстанции, могут быть также пересмотрены приговоры апелляционных и кассационных, а также нижестоящих надзорных служб;
  • в отличие от кассационных инстанций, где суд обязан рассмотреть заявление, в надзорных учреждениях решение о начале проверки остается на усмотрение судьи;
  • суд надзорной инстанции в принятии своих решений руководствуется исключительно данными собственной проверки, а не каких-либо доказательств, представленных истцом;
  • подача заявления не ограничена сроками;
  • пересмотр результатов разбирательства возможен только в исключительных случаях силами высшего суда;
  • данные судебные учреждения также уполномочены рассматривать дела, открытые в связи с вновь выяснившимися обстоятельствами.

Надзорные органы могут выступать как судебные инстанции арбитражных судов или же относиться к системе судов общей юрисдикции.

Акты судебных инстанций

Все решения, которые выносят те или иные судебные инстанции, закрепляются в соответствующих актах. Можно выделить следующие разновидности:

  • Судебное решение предусматривает установление взаимоотношений между сторонами процессов касательно материального права. В нем отражается не только законная составляющая вопроса, но также и принуждение всех участников к соблюдению норм. Судебное решение выносится объективно, беспристрастно, исключительно на основании правовых норм, действующих в государстве, а не с точки зрения морали или справедливости.
  • Судебное определение выносится по вопросам, которые непосредственно не касаются существа рассматриваемого дела, но, тем не менее, требуют отдельного изучения, расследования и производства. Данный акт может быть составлен как в устной, так и в письменной форме, но они являются полностью равноправными и обязательными к исполнению. Важным моментом является то, что судебное определение может быть обжаловано отдельно и независимо от судебного решения.

Судебная система представляет собой определенную структуру, в основе которой лежат судебные инстанции. Каждая из них имеет определенные полномочия. Так, говоря о первой, стоит отметить, что она занимается первичным рассмотрением того или иного дела. На данные учреждения возлагается ответственность за изучение доказательств, на основании которых выносится решение. Оно может быть обжаловано в апелляционных или кассационных инстанциях.

Последние выступают вторыми в судебной иерархии. Первая занимается обжалованием решений, которые еще не вступили в силу. По сути, проводится новое рассмотрение дела и судебное следствие. Кассационные инстанции занимаются делами, решения по которым уже вступили в действие. Данные органы не касаются сути дела, а лишь изучают вынесенный акт с точки зрения правомерности и соответствия закону.

Видео (кликните для воспроизведения).

Надзорные инстанции уполномочены проверять деятельность любых нижестоящих судебных органов. Их особенность состоит в том, что они проводят собственную ревизию деятельности судей, не касаясь при этом сути дела. Подача заявления еще не является основанием для осуществления разбирательства. Судья самостоятельно определяет целесообразность проведения расследования.

Источники


  1. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.

  2. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
  4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
  5. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
Кому подчиняются судьи иерархия судов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here